Балльно-рейтинговая система. Топографическая анатомия и оперативная хирургия

На кафедре внедрена модульно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов в соответствии с инструкцией от 28.05.11. № 3, обучающихся по дисциплине "Топографическая анатомия и оперативная хирургия".

Основные положения приведены ниже

 

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1 Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» и «Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов на кафедрах ЧелГМА» Приказ № 126 – л/вр от «19» апреля 2010 г.

1.2 Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов – это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения основной образовательной программой по специальности высшего профессионального образования с использованием модульного принципа построения учебного процесса. При этом осуществляется структурирование содержания отдельной учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводится систематизированный текущий контроль успеваемости студентов по каждому дисциплинарному модулю и дисциплине в целом.

1.3 Целью внедрения модульно-рейтинговой системы является внедрение альтернативной формы контроля учебного процесса, путем формирования системы внутреннего контроля успеваемости студентов и оценки уровня подготовки специалистов для интенсификации учебного процесса, активизации работы, развития самостоятельности и ответственности студентов при освоении образовательной программы.

1.4 Задачи модульно-рейтинговой системы:

- повышение объективности оценивания знаний, умений и навыков студентов преподавателями за счет высокой дифференциации баллов и выработки четких параметров контроля выполнения студентами учебной работы;

- оптимизация учета и объема качества работы, выполняемой студентом;

- создание информационного банка данных, отражающего в динамике успеваемость каждого студента;

- повышение уровня организации образовательного процесса;

- повышение мотивации систематической работы студентов в процессе обучения;

- стимуляция активности студента в процессе обучения;

- повышение качества подготовки и развитие самостоятельности и ответственности будущих специалистов.

1.5 Основные принципы модульно-рейтинговой системы:

-        структурирование содержания каждой учебной дисциплины на обособленные части – дисциплинарные модули;

-        интенсификация самостоятельной работы студентов за счет более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов;

-        рейтингование (оценивание) достигнутых результатов обучения для повышения мотивации студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования;

-        регулярность и объективность оценки результатов работы студентов.

1.6 Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов вводится на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии ЧелГМА для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов.

1.7 Основные понятия и термины.

Дисциплинарный модуль (ДМ) – часть учебной дисциплины, по окончании изучения которой осуществляется контроль знаний студентов в виде рубежного рейтинг-контроля.

Текущий рейтинг-контроль (ТРК) – результаты оценивания всех обязательных видов аудиторной и внеаудиторной работы студентов, выраженные в баллах, в период изучения дисциплины.

Рубежный рейтинг-контроль (РРК) – оценка знаний, умений и навыков по результатам выполнения контрольно-тестовых заданий  по освоенному материалу каждого дисциплинарного модуля.

Рейтинг по дисциплинарному модулю (РДМ) – сумма баллов, полученных по результатам оценивания рубежного рейтинг-контроля и постоянного контроля текущей работы в период изучения дисциплинарного модуля.

Суммарный рейтинг по дисциплине (СРД) – сумма баллов, которая складывается из результатов рейтингов по дисциплинарным модулям.

Рейтинг-план дисциплины (РПД) – документ, определяющий количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях.

 

2 МОДЕЛЬ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ обучения и ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

 

2.1 Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов основана на суммировании и учете накапливаемых баллов за выполнение учебных поручений (текущий рейтинг-контроль) и результаты выполнения контрольно-тестовых заданий (рубежный рейтинг-контроль) по освоенному материалу каждого дисциплинарного модуля в период изучения дисциплины.

2.2 На методическом совещании кафедры от «17» марта 2011 г. определено  три дисциплинарных модуля по предмету «Оперативная хирургия и топографическая анатомия» за два семестра и один вспомогательный за учебный год.

I модуль –  «Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхней и нижней конечностей»;

II модуль – «Топографическая анатомия и оперативная хирургия головы, шеи, груди»;

III модуль – «Топографическая анатомия и оперативная хирургия брюшной стенки, брюшной полости и ее органов, забрюшинного пространства, поясничной области и малого таза».

IV модуль – вспомогательный «Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студента в течение всего периода обучения дисциплине».  

2.3 Максимальное количество баллов, которое соответствует полному освоению данной дисциплины за два семестра в сумме по всем дисциплинарным модулям, составляет 100.

2.4 Текущий рейтинг-контроль I, II, III модулей основан на модели среднего балла, согласно которой результат работы на каждом практическом занятии оценивается с помощью фронтального опроса и тестового контроля по 5-балльной шкале,  а в конце модуля высчитывается средний балл студента. Затем средний балл студента переводится в баллы по 20-балльной шкале в I и IIмодуле и 40-балльной шкале в III модуле.

 

Перевод среднего балла в 20-балльную систему

Средний балл по 5-балльной системе

Балл по 20-балльной системе

Средний балл по 5-балльной системе

Балл по 20-балльной системе

Средний балл по 5-балльной системе

Балл по 20-балльной системе

5,0

20

4,0

16

3,0

12

4,9

19,6

3,9

15,6

2,9

11,6

4,8

19,2

3,8

15,2

2,8

11,2

4,7

18,8

3,7

14,8

2,7

10,8

4,6

18,4

3,6

14,4

2,6

10,4

4,5

18

3,5

14

2,5

10

4,4

17,6

3,4

13,6

2,4

9,6

4,3

17,2

3,3

13,2

2,3

9,2

4,2

16,8

3,2

12,8

2,2

8,8

4,1

16,4

3,1

12,4

2,1

8,4

 

 

 

 

2,0

8

 

Перевод среднего балла в 40-балльную систему

Средний балл по 5-балльной системе

Балл по 40-балльной системе

Средний балл по 5-балльной системе

Балл по 40-балльной системе

Средний балл по 5-балльной системе

Балл по 40-балльной системе

5,0

40

4,0

32

3,0

24

4,9

39,2

3,9

31,2

2,9

23,2

4,8

38,4

3,8

30,4

2,8

22,4

4,7

37,6

3,7

29,6

2,7

21,6

4,6

36,8

3,6

28,8

2,6

20,8

4,5

36

3,5

28

2,5

20

4,4

35,2

3,4

27,2

2,4

19,2

4,3

34,4

3,3

26,4

2,3

18,4

4,2

33,6

3,2

25,6

2,2

17,6

4,1

32,8

3,1

24,8

2,1

16,8

 

 

 

 

2,0

16

Весовое значение каждого модуля (в баллах) определяется количеством часов, предусмотренных государственным образовательным стандартом для его изучения.

Допуск к экзамену получают студенты, набравшие от 51 до 100 баллов, при ликвидации академической задолженности.

Эта сумма может измениться за счет других компонентов рейтинговой оценки:

 

Наименование бонуса /штрафа/

балл

1

Отсутствие пропусков практических занятий за семестр

+3

2

Пропуски практических занятий без уважительной причины за 1 пропущенное занятие

-3

3

Опоздание на практическое занятие за 1 опоздание

-0,25

4

Несвоевременная отработка практического занятия больше 14 дней после пропуска без уважительной причины или закрытия справки за 1 занятие

-2

5

Несвоевременная сдача обзорного занятия больше 14 за 1 итоговое занятие -

-2

6

Подготовка  реферата и выступление с ним на практическом занятии

+0,25

7

Активная работа на занятии, существенный вклад студента на занятии относительно всей группы

+0,25

8

Отсутствие пропусков лекций за семестр

+3

9

Пропуски лекций без уважительных причин за 1 пропущенную лекцию

-2

10

Нарушение формы одежды: отсутствие халата, шапочки.

-1

 

Текущий рейтинг-контроль IV модуля включает оценивание в баллах факта и качества выполнения студентом учебно-воспитательной и учебно-исследовательской работы.  Вид деятельности выбирается самим студентом.

 

Вид деятельности

балл

1.

Помощь в научной работе сотрудникам кафедры

+2

2.

Участие в проведении успешного оперативного вмешательства на животном:                                            

операционная сестра, ассистент -

анестезиолог -

 

+1

+2

3.

Участие с докладами на научных конференциях:    внутривузовская -

городская, областная -

региональная, Всероссийская -

международная -

 

+2

+3

+5

+6

4.

Публикации:                                                                 внутривузовская -

городская, областная -

региональная, всероссийская -

международная -

 

+2

+3

+5

+6

5.

Сообщение на кружке

+2

6.

Выступление по материалам своих собственных исследований призеров конференций, возможно в каждом семестре.

+3

7.

Участие в программировании и техническая помощь в компьютеризации кафедры.

+10

8.

Конструирование и изготовление приборов, инструментов, тренажеров.

+10

9.

Реставрация учебных таблиц (за 1 таблицу) – не более 10 таблиц

+1

10.

Участие в создании стенда – не более одного стенда

+ 5

11.

Участие в создании стенда на печатной основе на пластике  (размер не менее 1,5х1,5 м) – не более одного стенда

+ 10

Суммарное количество баллов за текущий рейтинг-контроль по мере изучения дисциплины, по всем дисциплинарным модулям (I, II, III) в зависимости от качества выполнения указанных выше работ может составлять от 51 (минимальное значение) до 100 (максимальное значение) баллов.

Суммарное количество баллов за IV модуль для студентов, имеющих менее 66 баллов по итогам занятий в I, II, III дисциплинарном модуле, может быть не более 20 баллов.

Для студентов, имеющих более 65,9 баллов по итогам занятий в I, II, III дисциплинарном модуле, суммарное количество баллов за IV модуль может быть выше.

 

2.5 Рубежный рейтинг-контроль включает оценивание в баллах знаний, умений и навыков студентов, приобретенных ими в рамках данной дисциплины, и проводится преподавателем в конце изучения дисциплинарного модуля в форме компьютерного тестирования.

 

Количество попыток сдачи тестов

 

Балл

Количество попыток сдачи тестов

 

балл

Количество попыток сдачи тестов

 

балл

1

1,5

6

0,67

11

0,59

2

1,0

7

0,64

12

0,58

3

0,83

8

0,63

13

0,58

4

0,75

9

0,61

14

0,57

5

0,7

10

0,6

15

0,57

 

Суммарное количество баллов за рубежный рейтинг-контроль по всем дисциплинарным модулям может составлять от 2 (минимальное значение) до 3 (максимальное значение) баллов.

2.6 При необходимом условии выполнения студентом текущей работы, которое оценивается набором минимального или большего количества баллов за текущий рейтинг-контроль по каждому дисциплинарному модулю, и набором минимального или большего количества баллов за рубежный рейтинг-контроль по каждому дисциплинарному модулю, что в сумме должно составить 50 баллов или более, студент может получить итоговую оценку по дисциплине по суммарному рейтингу и допускается до сдачи экзамена. Полученная итоговая оценка выставляется в рейтинговую ведомость до начала экзаменационной сессии.

2.7 Так как дисциплина изучается в течение двух семестров, в последнем из которых учебным планом предусмотрен экзамен, то итоговая оценка по дисциплине определяется  по результатам сдачи экзамена  с учетом суммарного рейтинга.

Суммарный рейтинг дисциплины (СРД)– сумма баллов, которая складывается из результатов рейтингов по трем дисциплинарным модулям и четвертому вспомогательному. Он выставляется в рейтинговую ведомость до начала экзаменационной сессии.

Студенты, получившие по итогам двух семестров суммарный рейтинг дисциплины от 96 баллов и выше, освобождаются от сдачи экзамена с итоговой оценкой «отлично», которая выставляется в рейтинговую ведомость и зачетную книжку в день экзамена во время экзаменационной сессии.

Студенты, получившие по итогам двух семестров суммарный рейтинг дисциплины от 91 до 95,9 баллов, при сдаче экзамена отвечают, руководствуясь собственным выбором, два из четырех теоретических вопросов.

Студенты, получившие по итогам двух семестров суммарный рейтинг дисциплины от 86 до 90,9 баллов, при сдаче экзамена отвечают, руководствуясь собственным выбором, три из четырех теоретических вопросов.

Студенты, получившие по итогам двух семестров суммарный рейтинг дисциплины от 51 до 85,9 баллов сдают экзамен в полном объеме.

Полученная итоговая оценка выставляется в рейтинговую ведомость и зачетную книжку в день экзамена во время экзаменационной сессии.

Итоговая оценка по дисциплине определяется по результатам сдачи экзамена с учетом суммарного рейтинга.