Методические и оценочные материалы. Санитарно-эпидемиологическое обеспечение работы операционного блока. Медико-профилактический факультет

Раздел обновлен 11.06.18.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

практические занятия

Тема: Операционный блок. Режим работы операционного блока. Санитарно-эпидемический режим, зоны операционного блока, режимы уборки. Нормативные документы

Цели занятия: Изучить особенности размещения операционных блоков, зоны операционного блока, режимы работы, основные нормативные документы, регламентирующие работу операционных блоков  

Учебная карта занятия: устный опрос, разбор материала, итоговое тестирование

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Каковы особенности размещения операционного блока?
  2. В чём заключается суть принципа зональности устройства операционного отделения?
  3. Каковы особенности обустройства операционной?
  4. В чём состоит предназначение предоперационной, стерилизационной и автоклавной?
  5. В чем заключаются особенности санитарно-гигиенического режима работы операционного отделения?
  6. Какие виды влажной уборки проводят в операционной и их содержание?
  7. В чем заключаются особенности гигиены медицинского персонала операционного отделения?
  8. Каковы особенности ухода за больными в период их пребывания в операционной?
  9. Каковы особенности ухода за больными в период выхода из наркоза и в ближайшее время после операции?
  10. Основные нормативные документы, регламентирующие санитарно-эпидемиологический режим в хирургическом отделении и операционном блоке.

Тема: Требования к медицинскому персоналу операционного блока. Утилизация отходов

Цели занятия: Рассмотреть основные требования к медицинскому персоналу операционного блока, классы отходов, способы утилизация отходов

Учебная карта занятия: устный опрос, разбор материала, итоговое тестирование

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Медицинский персонал операционного блока
  2. Обязанности операционной медицинской сестры
  3. Порядок подготовки участников операции
  4. Виды отходов. Способы и методы утилизации отходов
  5. Какие классы отходов существуют?
  6. Требование предъявляемые к лицам, осуществляющим сбор отходов?
  7. Правила поведения и ношения медицинской формы в клинике и операционной.
  8. Одежда и волосы персонала как источники внутрибольничной инфекции.

Тема: Асептика, антисептика. Понятие о дезинфекции и стерилизации. Контроль эффективности. Контроль качества. Основные группы дезинфектантов хирургических инструментов

Цели занятия: Изучить основы асептики и антисептики, их виды, способы обработки хирургических инструментов

Учебная карта занятия: устный опрос, разбор материала, итоговое тестирование

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Что такое асептика и антисептика?
  2. Виды асептики (дезинфекция, стерилизация) и антисептики
  3. Что такое стерилизация, методы стерилизации
  4. Обработка хирургического инструментария, этапы обработки
  5. Что такое азопирамовая проба и как она проводится
  6. Обработка рук хирурга, методы обработки
  7. Стерилизация перевязочного материала
  8. Способы контроля стерильности
  9. Назовите основные группы дезинфектантов
  10. Современные антисептические средства. Их назначение и способы применения.

Тема: Способы обработки рук хирурга. Операционное поле

Цели занятия: Изучить способы и этапы обработки рук хирурга, порядок подготовки операционного поля

Учебная карта занятия: устный опрос, разбор материала, итоговое тестирование

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Назовите классические способы (методы) обработки рук хирурга
  2. Этапы обработки рук хирурга
  3. Что такое операционное поле. Способы подготовки операционного поля
  4. Современные методы обработки рук хирурга.
  5. Подготовка операционного поля к операции.
  6. Сущность аподактильного метода работы.
  7. Перечислите способы предупреждения воздушно-капельной инфекции.
  8. Перечислите виды уборок операционного блока
  9. Пути проникновения микробов в рану
  10. Недостатки методов обработки рук хирурга по Спасокукоцкому-Кочергину, Фюрбрингеру, Альфельду?

Тема: Шовный материал

Цели занятия: Изучить виды шовного материала, методы и алгоритмы его стерилизации

Учебная карта занятия: устный опрос, разбор материала, итоговое тестирование

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Шовный материал: виды, способы подготовки
  2. Требования, предъявляемые к шовному материалу
  3. Наиболее употребительные материалы для швов. Стерилизация
  4. Классификация шовного материала и требования к нему
  5. Методы стерилизации шовного материала
  6. Шовный материал, используемые во время операции
  7. Алгоритм стерилизации шелка, капрона, лавсана, кетгута
  8. Алгоритм стерилизации кетгута по способу Губарева
  9. Алгоритм стерилизации шелка по Кохеру

Тема: Стерилизация перевязочного материала и операционного белья

Цели занятия: Изучить способы и порядок стерилизация перевязочного материала и операционного белья

Учебная карта занятия: устный опрос, разбор материала, итоговое тестирование

Вопросы для подготовки по теме:

1.    Виды перевязочного материала

  1. Виды укладки бикса
  2. Правила укладки операционного материала в бикс
  3. Контроль качества стерилизации
  4. Виды и формы перевязочного материала, требования к нему, способы употребления
  5. Виды операционного белья
  6. Устройство автоклава. Техника и режимы стерилизации
  7. Опасности, связанные с работой автоклава. Контроль технического состояния автоклава
  8. Способы контроля автоклавирования. Контроль стерильности
  9. Правила и сроки хранения стерильного материала

3.    Способы контроля стерильности

Тема: Работа операционной медсестры, операционный столик.

Как правильно надеть стерильный халат

Цели занятия: Изучить основные требования и обязанности операционной медицинской сестры

Учебная карта занятия: устный опрос, разбор материала, итоговое тестирование

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Обязанности операционной медицинской сестры
  2. Этапы надевания стерильного халата
  3. Виды операционных столов
  4. Алгоритм накрытие большого инструментального стерильного стола
  5. Алгоритм накрытия малого инструментального рабочего стола
  6. Порядок работы младшей медсестры в опер блоке
  7. Этапы проведения предстерилизационной обработки инструментария и методы оценки ее эффективности
  8. Правила подготовки операционной к операции
  9. Порядок проведения всех видов уборки операционной
  10. Предстерилизационная обработка хирургического инструментария

Тема: Проблемы имплантационной инфекции

Цели занятия: Изучить понятие имплантационной инфекции, источники возникновения, меры профилактики 

Учебная карта занятия: устный опрос, разбор материала

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Что такое имплантационная инфекция?
  2. Методы профилактики имплантационной инфекции
  3. Профилактика имплантационной инфекции при трансплантации
  4. Пути проникновения инфекции в рану
  5. Источники имплантационной контаминации
  6. Источники экзогенной инфекции, источники эндогенной инфекции (кариес, тонзиллит, аднексит, гнойничковые заболевания кожи и др.)
  7. Какие существуют меры профилактики воздушной, капельной, контактной и имплантационной хирургической инфекции? 
  8. Источник имплантационной инфекции
  9. Противопоказания к имплантации 
  10. Классификация имплантатов в зависимости от их локализации

Тема: Профилактика ВБИ. Организационные мероприятия

по предупреждению распространения инфекции

Цели занятия: Изучить понятие внутрибольничная инфекция, меры профилактики ВБИ

Учебная карта занятия: устный опрос, разбор материала, итоговое тестирование

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Что такое внутрибольничная инфекция?
  2. Классификация ВБИ
  3. Неспецифическая профилактика внутрибольничных инфекций
  4. Специфическая профилактика внутрибольничных инфекций.
    1. Отличие ВБИ от хирургической
    2. Основной путь передачи ВБИ в ЛПУ.
    3. Роль медицинской сестры в соблюдении санитарно-эпидемического режима
    4. Основные обязанности медицинской сестры, работающей в операционной
    5. Алгоритм действий при уборке операционной
    6. Профилактика эндогенной инфекции?

Тема: Особенности работы операционного блока с ВИЧ-инфицированными

пациентами

Цели занятия: Изучить особенности работы операционного блока с ВИЧ-инфицированными пациентами

Учебная карта занятия: устный опрос, разбор материала

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Состав и место хранения аптечки «Анти-СПИД»
  2. Действия персонала при поступлении ВИЧ-инфицированного пациента
  3. Особенности соблюдения правил асептики при выполнении операций
  4. В каких случаях необходимо обследовать больного на наличие ВИЧ-инфекции?
  5. Какие заболевания относятся к СПИД - маркерным заболеваниям?
  6. Какие поражения кожи, дыхательных органов наиболее часто встречаются при СПИДе, как это проявляется?
  7. Какие онкологические заболевания часто развиваются при СПИДе, их проявления?
  8. Профилактика ВИЧ-инфекции
  9. Нормативные документы по профилактике ВИЧ-инфекции
  10. Инфицированные жидкости, наиболее опасные в эпидемиологическом отношении

Тема: Режим карантина

Цели занятия: Изучить понятие карантина, его задачи и порядок введения

Учебная карта занятия: устный опрос, разбор материала

Вопросы для подготовки по теме:

  1. Что такое карантин? Что такое обсервация?
  2. Какими документами регламентируется введение карантина?
  3. Назовите условия введения карантинных и обсервационных мероприятий
  4. В каком случае воинские контингенты подлежат обсервации?
  5. Значение и задачи карантина
  6. Организационные основы карантина
  7. Система эпидемиологического надзора при карантинных и других особоопасных инфекционных заболеваниях

5.    Порядок выполнения обсервационных мероприятий

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

Тема: Особенности размещения и устройства операционных блоков, операционных

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Назовите основные требования к помещениям, в которых должны быть размещены операционные блоки

Список литературы

  1. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12177989/#ixzz4gOI4W4ys

Тема: Системы вентиляции и отопления для операционных

Вопросы по теме для самостоятельного изучения

  1. Требования к вентиляции и отоплению в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" для операционных.

Список литературы

  1. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12177989/#ixzz4gOI4W4ys

Тема: Освещение в операционной

Вопросы по теме для самостоятельного изучения

1. Требования к естественному и искусственному освещению в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"

2. Способы освещения операционного поля

Список литературы

  1. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12177989/#ixzz4gOI4W4ys

Тема: Требования к внутренней отделке операционной

Вопросы по теме для самостоятельного изучения

1. Требования, предъявляемые к внутренней отделке операционных в соответствии с нормативными документами

Список литературы

  1. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12177989/#ixzz4gOI4W4ys

Тема: Способы укладок материалов в бикс. Как правильно открыть бикс

Вопросы по теме для самостоятельного изучения

  1. Что такое бикс?
  2. Способы укладок материалов в бикс.
  3. Правила работы с биксом

Список литературы

  1. Сборник материалов для операционной медицинской сестры. Методические рекомендации // О.П. Комиссарова, Е.И. Савинцева, О.В. Карпов и др. – Издательство: ИПК Береста, 2015. – 618 с.

Тема: ВИЧ-инфицированные пациенты, особенности обеспечения асептики, антисептики во время операции

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Проблемы ВИЧ-инфицированных пациентов и оперативные вмешательства.
  2. Социальная защита лиц, подвергающихся риску профессионального заражения
  3. Права ВИЧ-инфицированных и обязанности медицинских работников.
  4. Какие методы сестринского дела необходимо применять при подготовке ВИЧ-инфицированных лиц к операции

Список литературы

  1. Сборник материалов для операционной медицинской сестры. Методические рекомендации // О.П. Комиссарова, Е.И. Савинцева, О.В. Карпов и др. – Издательство: ИПК Береста, 2015. – 618 с.
  2. Закон Российской Федерации "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека".

Тема: Современные роботизированные операционные

Вопросы по теме для самостоятельного изучения

  1. Что такое «робототехника»?
  2. Основные типы роботов, применяемых в хирургии
  3. Особенности работы манипуляционного робота
  4. Преимущества и недостатки системы Да Винчи

 

Список литературы

1. Федоров, А.В. Роботохирургия / Федоров А.В., Кригер А.Г., Берелавичус С.В., Горин Д.С. // Хирургия. – 2008.-N 12.-С.68-72. 

2. Прудков М.И. Основы минимально инвазивной / М.И. Прудков. – Екатеринбург: 2007 – 64 с

3. Юревич Е.И. Основы робототехники [Электронный ресурс]: Учеб. пособие / Е.И. Юревич. – Электрон. текстовые дан. – Электрон. версия печатной публикации 1985 г. – Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование). – Adobe Acrobat Reader 4.0. – <URL:http://elib.spbstu.ru/dl/325.pdf>

 

Контрольные задания или иные материалы для оценки

результатов освоения дисциплины

Промежуточная аттестация по дисциплине «Санитарно-эпидемиологическое обеспечение работы операционного блока» проводится в виде зачета.

Перечень вопросов для зачета:

  1. Операционный блок, структура, особенности размещения и устройства, организация работы. устройство, оснащение и режим работы операционного блока
  2. Зонирование внутри операционной.
  3. Системы вентиляции, отопления, освещения для операционных
  4. Оснащение операционного блока
  5. Оборудование и санитарный режим операционной.
  6. Уборка операционной, её виды, способы и особенности проведения
  7. Медицинский персонал операционного блока
  8. обязанности операционной медицинской сестры
  9. Порядок подготовки участников операции
  10. Требования к наблюдателям в операционной
  11. Нормативные документы, регламентирующие работу операционного блока
  12. Профилактика профессиональных случаев заражения вирусным гепатитом и ВИЧ-инфекцией
  13. Способы и методы утилизации отходов
  14. Асептика, антисептика. Дезинфекция и стерилизация.
  15. Подготовка инструментов, перевязочного материалов и белья
  16. Средства и методы обработки рук хирурга
  17. Подготовка операционного поля
  18. Стерилизация перевязочного материала, операционного белья
  19. Способы укладок материалов в бикс
  20. Контроль за стерильностью материала
  21. Стерилизация инструментов
  22. Шовный материал: виды, способы подготовки
  23. Особенности работы операционного блока при особо опасных инфекциях
  24. Основные мероприятия по профилактике профессиональных заражений ВИЧ в медицинских учреждениях
  25. Обязанности операционной медсестры
  26. Оказание экстренной помощи при попадании крови или другой потенциально инфицированной среды на неповрежденную кожу.
  27. Оказание экстренной помощи при ранении руки во время операции или перевязки.
  28. Оказание экстренной помощи при попадании крови или другой потенциально инфицированной среды в глаз.
  29. Оказание экстренной помощи при попадании крови или другой потенциально инфицированной среды в рот.
  30. Состав и место хранения аптечки «Анти-СПИД».
  31. Действия персонала при поступлении ВИЧ-инфицированного пациента
  32. Особенности соблюдения правил асептики при выполнении операций
  33. В каких случаях необходимо обследовать больного на наличие ВИЧ-инфекции?
  34. Профилактика внутрибольничных инфекций
  35. Режим карантина.

Методические материалы, определяющие процедуры

оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы

формирования компетенций

Промежуточная аттестация по дисциплине «Санитарно-эпидемиологическое обеспечение работы операционного блока» проводится в виде зачета в конце VI семестра.

Зачет проводится по билетам. Зачетный билет состоит из двух теоретических вопросов.

В качестве методических материалов, определяющих процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенции, на кафедре используются положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации, положение, регламентирующее требования к рефератам, контрольным, курсовым и выпускным квалификационным работам.