Методические и оценочные материалы. Антропология. Факультет социальной работы

Раздел обновлен 11.06.18.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема:  Введение в антропологию.

Цели занятия:

            Изучить предмет и задачи антропологии; основные разделы антропологии; связь антропологии с другими науками; историю развития антропологии в России и за рубежом; основные термины и понятия антропологии.

Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов с препаратами: скелет туловища.

Вопросы для подготовки по теме:

1. Дословный перевод термина "антропология", кем он был впервые применен и в каком значении.

2. Основные разделы антропологии.

3. Основные направления антропологии.

4. Двоякое понимание антропологии, на каком этапе развития знаний о человеке это разделение возникло, с чем оно было связано.

5. Основные термины и понятия антропологии.

 

Тема:  Антропоморфология.

Цели занятия:

            Сформировать общее представление о строении человеческого тела. Изучить анатомические плоскости и оси, системы человеческого организма, основные индивидуальные отличия человека.

Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов с препаратами: скелет; стенды («Мышцы туловища», «Мышцы головы и шеи», Мышцы конечностей», «Пищеварительная система», «Мочеполовой аппарат», «Центральная нервная система»).

Вопросы для подготовки по теме:

1. Скелет человека.

2. Виды соединения костей.

3. Типы мышечной ткани.

4. Общий план строения пищеварительной системы.

5. Дыхательная система  и ее функции.

6. Органы мочевой системы.

7. Органы половой системы мужчин и женщин.

8. Общий план строения нервной системы.

Вопросы по теме для самостоятельного изучения обучающимися

1. Методы антропометрии.

2. Формула индекса массы тела Кетле.

3. Интерпретация показателей ИМТ.

4. Показатели здоровья человека.

5. Методика измерения головного показателя.

 

Тема: Возрастная антропология.

Цели занятия:

            Изучить схемы возрастной периодизации человека в онтогенезе; возрастные различия в пропорциях тела; кривую роста человека; половой диморфизм; понятия «акселерация», «секулярный тренд», «ретардация».

 Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов с препаратами: сердца плодов и взрослых; мужской и женский скелеты туловища.

Вопросы для подготовки по теме:

1. Определение онтогенеза.

2. Два периода онтогенеза

3. Схема возрастной периодизации человека.

4. Возрастные различия в пропорциях тела

5. Половые различия в пропорциях тела.

6. Определение акселерации

7. Теории акселерации

8. Определение ретардации.          

Вопросы по теме для самостоятельного изучения обучающимися

1. Управление биологическим возрастом.

2. Определение «геронтология».

3. Гипотезы старения:

4. Продолжительность жизни.

 

Тема:   Конституциональная антропология.

Цели занятия:

            Изучить пропорции тела; конституцию; основные конституциональные схемы; мужские, женские, детские конституции.

Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов с препаратами: скелет туловища.

Вопросы для подготовки по теме:

1. Определение конституции.

2. Определение соматотита.

3. Типы телосложения человека: мезоморфный, брахиморфный, долихоморфный.

4. Типология человека Кречмера: астеник, пикник, атлетик.

5. Западная школа типа телосложения: эктоморфный, мезоморфный и эндоморфный.       

Вопросы по теме для самостоятельного изучения обучающимися

1. Биохимическая индивидуальность человека.

2. Теория Ломброзо.

3. Теория Кречмера.

4. Природные факторы расообразования.

5. Социальные факторы расообразования.

 

 

самостоятельная внеаудиторная работа

 

 

Тема: Антропологические методы исследования

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Методы антропометрии.

2. Формула индекса массы тела Кетле.

3. Интерпретация показателей ИМТ.

4. Показатели здоровья человека.

 Список литературы

1. Антропология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.Б. Хасанова. - 6-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2015. - (Бакалавриат). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785406037843.html

2. Социальная антропология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Г.А. Антипов, Д.А. Михайлов - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785778215559.html

 

 

Тема: Антропометрия черепа

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Методика измерения головного показателя.

Список литературы

1. Антропология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.Б. Хасанова. - 6-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2015. - (Бакалавриат). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785406037843.html

2. Социальная антропология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Г.А. Антипов, Д.А. Михайлов - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785778215559.html

 

 

Тема: Возрастная антропология

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Управление биологическим возрастом.

2. Определение «геронтология».

3. Гипотезы старения:

4. Продолжительность жизни.

Список литературы

1. Антропология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.Б. Хасанова. - 6-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2015. - (Бакалавриат). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785406037843.html

2. Социальная антропология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Г.А. Антипов, Д.А. Михайлов - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785778215559.html

 

 

Тема: Конституциональная антропология

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

1. Биохимическая индивидуальность человека.

2. Теория Ломброзо.

3. Теория Кречмера.

Список литературы

1. Антропология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.Б. Хасанова. - 6-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2015. - (Бакалавриат). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785406037843.html

2. Социальная антропология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Г.А. Антипов, Д.А. Михайлов - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785778215559.html

 

 

Тема: Социальная антропология

Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

  1. Природные факторы расообразования.
  2. Социальные факторы расообразования.

Список литературы

1. Антропология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.Б. Хасанова. - 6-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2015. - (Бакалавриат). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785406037843.html

2. Социальная антропология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Г.А. Антипов, Д.А. Михайлов - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785778215559.html

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тестовые задания

 

Вариант 1

 

  1. предметом изучения физической антропологии является:

1)      биологическое прошлое человека и его предков

2)      биологическое многообразие человека во времени и пространстве

3)      физические и физико-химические процессы организма человека и его предков

4)      череп и кости человека

5)      пищеварительная система человека

 

  1. метисация, Это:

1)      смешение различных антропологических типов

2)      проникновение в язык одной группы слов и грамматических систем из языка иной языковой семьи

3)       культурный обмен, сопряженный с товарными отношениями доклассовых обществ

4)      денежные отношения

5)      добрачные связи

 

  1. под популяцией в большинстве биологических и антропологических работ понимается:

1)      совокупность особей одного вида, представляющее население данной местности (деревни, города, края, области, страны и т.п.)

2)       изолированная совокупность особей одного вида, характеризующихся общностью происхождения, местообитания и образующих целостную генетическую системе

3)      все люди, проживающие в данной местности, отличающиеся от других местных жителей по сочетанию нескольких антропологических признаков

4)       в антропологии этот термин вообще не употребим

5)      в биологии этот термин не применим

 

  1. антропология     (от греч. anthropos  и  logos)  в дословном переводе  означает:

1)      наука о происхождении человека

2)       наука о философском содержании слова "Человек"

3)       наука о человеке

4)      наука о строении человека

5)      наука о многообразии человека во времени и пространстве

 

  1. среди восточных славян распространены Черты  антропологических типов:

1)      беломоро-балтийского, днепро-карпатского, восточноевропейского

2)       динарского, кавкасионского, альпийского

3)       восточно-камского, приуральского, западноевропейского

4)       айнского, лопаноидного

5)      веддоидного

 

  1. Человеческие популяции не могут быть исследованы на практике на все 100%. В таком случае изучают выборку, И ЭТО:

1)      обследуемое множество объектов, изучение которого дает минимум информации относительно прочей (не обследованной) части популяции

2)       рассчитанное  множество объектов, которое согласно представлению исследователя является моделью изучаемой популяции

3)       группы объектов (индивидов), представляющих собой часть генеральной совокупности (популяции или иной группы)

4)      вся совокупность популяции

5)       группы объектов (индивидов), которые остаются вне поля зрения специалиста, о характеристике которых он узнает исследовав другие популяции человека

 

  1. Термин "антропогенез" - раздел антропологии, изучающий:

1) современных и ископаемых приматов

2) процесс происхождения человека

3)  изменчивость черепа

4) изменчивость человечества

5)  разнообразие человечества

 

  1. Согласно концепции моноцентризма, человек современного облика произошел в:

1)      одном,  достаточно ограниченном регионе планеты

2)       нескольких регионах планеты

3)       двух основных регионах планеты

4)      трех основных регионах планеты

5)       одном, но очень обширном регионе планеты

 

  1. концепциЯ, Согласно КОТОРОЙ все люди принадлежат к одному виду, а отличия позволяют выделить лишь разновидности, возникшие из-за различий внешних условий и истории:

1)      полигенизм

2)       антропогенез

3)       моногенизм

4)       расоведение

5)      дигенизм

 

  1.  Расовые признаки возникали как результат:

1)      адаптации к условиям внешней среды

2)       случайной комбинации генов

3)       социального приспособления

4)       целенаправленного развития

5)      культурного приспособления

 

  1.  Разделом антропологии является:

1)      антропогенез

2)       археология

3)       этнология

4)       палеонтология

5)      геология

 

  1.  Разделом антропологии, изучающим изменчивость человеческого организма, является:

1)      генетика

2)      тафономия

3)       морфология

4)       церебрология

5)      спланхнология

 

  1. учение о вариации строения объекта, его формы и структуры:

1)      изменчивость

2)       морфология

3)      генетика

4)      физика

5)       гносеология

 

  1. Основными критериями популяции являются:

1)      единство местообитания (ареал) и относительная изолированность от других групп

2)       единство языка

3)       единство происхождения группы

4)       общность черт материальной и духовной культуры

5)       свободное скрещивание внутри группы и отсутствие значительных внутрипопуляционных барьеров

 

  1.  Основателем концепции полицентризма является:

1) Ф. Энгельс

2) Ф. Вейденрейх

3) Ч. Дарвин

4) Я.Я. Рогинский

5) К. Маркс

 

  1.  весь процесс онтогенеза ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ

1)      пренатальное развитие, постнатальное развитие

2)      детство,  школьный период

3)       постнатальное развитие, пожилой возраст

4)       старость, детство

5)       период развития, смерть

 

  1.  Наиболее вероятной прародиной первых прямоходящих гоминид является:

1)      Австралия

2)       Азия

3)       Африка

4)       Европа

5)      Россия

 

  1.  слово "антропология", обозначив им раздел знания, изучающий духовную сторону природы человека, впервые использовал

1)      Платон

2)       Аристотель

3)       М. Хундт

4)       Аристофан

5)      Гиппократ

 

  1.  термин "экология" (от гр. oikos - дом или жилище, logos - изучение) был введен

1)  Э. Дарвином

2) Э. Геккелем

3) Ж.-Б. Ламарком

4) Г. Менделем

5) К. Марксом

 

  1.  процесс индивидуального роста и развития организма (его жизненный цикл):
    1) кладогенез

2)  амногенез

3)  онтогенез

4) морфогенез

5)  автогенез

 

  1.  практическое использование результатов антропологических работ возможно
    1)  нет, потому что антропология это сугубо фундаментальная (высокая) наука

2)      ни за что, потому что "этим" уже занимались один раз в гитлеровской Германии

3)      в криминалистике, работах по идентификации исторических лиц, работах по антропологической стандартизации изделий промышленности

4)      в разделе геологии

5)      в физике и математике

 

  1.   раздел антропологии, НАПРВЛЕННЫЙ на изучение морфофизиологических особенностей отдельных этнических общностей человека

1)      морфология человека

2)       этническая антропология

3)       антропогенез

4)       физиологическая антропология

5)      социоантропология

 

  1. в области исторической антропоэкологии  задачи работ:

1)      исследования экологии древнего населения, образа жизни и динамики адаптивных процессов у человека и его эволюционных предшественников

2)       исследования участия населения эпохи средневековья в загрязнении природной среды

3)       изучение структуры питания и демографии древнего населения по данным изучения палеопопуляций

4)       исследование образа жизни населения, известного по историческим письменным источникам (летописям и др.)

5)      исследование здоровья человека

 

  1.  три традиционных направления исследования выделяется в составе биологической антропологии:

1)      морфология человека, расоведение и этническая антропология, антропогенез

2)       медицинская антропология, теоретическая антропология, антропометрия

3)       палеопатология, палеодемография, скелетная морфология

4)       ауксология, геронтология, конституционология

5)      расоведение, культуроведение, социогенез

 

  1.  КЛАССИЧЕСКИЕ РАСОВЫЕ признаки:

1)      язык

2)      культурные отличия

3)       черты внешности

4)       генетические маркеры

5)      социальные отличия

 

  1.  наиболее изучены методами физической антропологии  конституциональныЕ признакИ:

1)      морфология организма (телосложение)

2)       признаки пигментации

3)       физиологические показатели

4)       психические свойства личности

5)      социальные характеристики

 

  1.  непосредственным каналом реализации наследственной программы ЯВЛЯЮТСЯ

1)      минеральные вещества и микроэлементы в составе организма

2)      эритроциты и лимфоциты крови

3)       гормоны и другие эндокринные факторы

4)       витамины и витаминоподобные вещества

5)      ликвор и желудочный сок

 

  1. местное, коренное население, с которым устанавливают круг брачных контактов мигранты:

1)      суперстрат

2)       матрица

3)       матрикс

4)       субстрат

5)      мигрант

 

  1.  автор Древнейших периодизациЙ онтогенеза:

1)      Перикл и Демосфен

2)       Пифагор и Гиппократ

3)       Протагор и Авиценна

4)       Плутарх и Аристотель

5)      Маркс и Энгельс

 

  1.  Гоминидная триада включает:

1)      прямохождение, большой мозг, трудовая кисть

2)       маленькие клыки, прямой нос, большие руки

3)       трудовую кисть, большие уши, прямохождение

4)       большой мозг, маленькие клыки, большие руки

5)       отсутствие хвоста, большой мозг, маленькие клыки

 

  1. "В этот период происходит окончание интенсивного роста и формирования организма (дефинитивное состояние). Это начало периода стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. Однако часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях":

1)      младенчество

2)       детство

3)       юношеский возраст

4)       зрелый возраст

5)      старость

 

  1.  исследование биологического разнообразия человека ПРОВОДИТСЯ В рамках:

1)      историческая и географическая антропология

2)       медицинская и конституциональная антропология

3)       физиологическая и экологическая антропология

4)       философская и культурологическая антропология

5)      географическая и экологическая антропология

 

  1.  Впервые теорию естественного отбора в целостном виде обосновал:

1)      Геккель

2)       Энгельс

3)       Ламарк

4)       Дарвин

5)      Аристотель

 

  1.  В концепции глобального эволюционизма: 

1)      человек - часть Вселенной и эволюционирует по общим законам ее развития

2)       человек - венец эволюции, созданный Богом для управления Вселенной

3)      человек - продукт биологической эволюции, возникший от общего с шимпанзе предка около 4 млн. лет назад

4)       человек - существо, появившееся на Земле в результате ее заселения инопланетными существам

5)      человек не отличим от животных

 

 

  1.  абсолютно приспособленные организмы и популяции:

1)      нет, степень приспособленности - относительная характеристика, всегда относящаяся к конкретной ситуации

2)       население экономически развитых стран Европы и Америки

3)      население Африки

4)      население России

5)      коренные народы Севера

 

  1.  изменение антропологических признаков происходит, когда нет ни масштабной миграции, ни смешения разнородного населения, ни климатических перемен, а популяция существует в неизменных условиях
    1)  нет, изменение антропологических признаков всегда связано с миграцией, смешением или адаптивным изменением

2)       да, такое изменение может быть связано с социо-культурными процессами

3)       да, согласно любой эволюционной концепции все всегда закономерно изменяется

4)      да, изменение связано с Космосом

5)      да, изменение происходит само по себе

 

  1.  Ближайшими к человеку приматами являются:
    1)  шимпанзе

2)        павиан

3)       орангутан

4)       лемур

5)       гвереца

 

  1.  Антропометрические признаки - это морфологические признаки с непрерывным характером вариации, И основные свойства:

1)      кефалометрические размеры (параметры головы и лица)

2)       биохимические маркеры (например, группы крови и пр.)

3)      соматометрические признаки (параметры тела и конечностей)

4)       краниометрические признаки (измерения общих параметров черепа и отдельных составляющих его костей)

5)       признаки пигментации (описания и измерения цвета волос, глаз, кожи и пр.)

 

  1.  ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
    1) только генетически
    2) образом жизни и средой обитания
    3) генетически и образом жизни
    4) генетически, образом жизни и средой обитания
    5) генетически и средой обитания

 

  1.  НАИБОЛЬШАЯ СКОРОСТЬ РОСТА ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ
    1) 1 месяц
    2) 1-2 месяца
    3) 1-4 месяца
    4) 4-6 месяцев
    5) 1-12 месяцев

 

 

Вариант 2

 

1.предметом изучения физической антропологии является:

1). биологическое прошлое человека и его предков

2). биологическое многообразие человека во времени и пространстве

3). физические и физико-химические процессы организма человека и его предков

4). череп и кости человека

5). пищеварительная система человека

 

2.под популяцией в большинстве биологических и антропологических работ понимается:

1).совокупность особей одного вида, представляющее население данной местности (деревни, города, края, области, страны и т.п.)

2). изолированная совокупность особей одного вида, характеризующихся общностью происхождения, местообитания и образующих целостную генетическую системе

3).все люди, проживающие в данной местности, отличающиеся от других местных жителей по сочетанию нескольких антропологических признаков

4). в антропологии этот термин вообще не употребим

5). в биологии этот термин не применим

 

3.среди восточных славян распространены Черты  антропологических типов:

1) беломоро-балтийского, днепро-карпатского, восточноевропейского

2) динарского, кавкасионского, альпийского

3) восточно-камского, приуральского, западноевропейского

4) айнского, лопаноидного

5) веддоидного

 

4. Термин "антропогенез" - раздел антропологии, изучающий:

1) современных и ископаемых приматов

2) процесс происхождения человека

3)  изменчивость черепа

4) изменчивость человечества

5)  разнообразие человечества

 

5.концепциЯ, Согласно КОТОРОЙ все люди принадлежат к одному виду, а отличия позволяют выделить лишь разновидности, возникшие из-за различий внешних условий и истории:

1) полигенизм

2) антропогенез

3) моногенизм

4) расоведение

5) дигенизм

 

6.Разделом антропологии является:

1)                 антропогенез

2)                 археология

3)                 этнология

4)                 палеонтология

5)                 геология

 

7.учение о вариации строения объекта, его формы и структуры:

1)                 изменчивость

2)                 морфология

3)                 генетика

4)                 физика

5)                 гносеология

 

8.Основателем концепции полицентризма является:

1) Ф. Энгельс

2) Ф. Вейденрейх

3) Ч. Дарвин

4) Я.Я. Рогинский

5) К. Маркс

 

9. Наиболее вероятной прародиной первых прямоходящих гоминид является:

1)                 Австралия

2)                 Азия

3)                 Африка

4)                 Европа

5)                 Россия

 

10 термин "экология" (от гр. oikos - дом или жилище, logos - изучение) был введен

1)  Э. Дарвином

2) Э. Геккелем

3) Ж.-Б. Ламарком

4) Г. Менделем

5) К. Марксом

 

11. практическое использование результатов антропологических работ возможно
1) нет, потому что антропология это сугубо фундаментальная (высокая) наука

2). ни за что, потому что "этим" уже занимались один раз в гитлеровской Германии

3). в криминалистике, работах по идентификации исторических лиц, работах по антропологической стандартизации изделий промышленности

4). в разделе геологии

5). в физике и математике

 

  1. в области исторической антропоэкологии  задачи работ:

1)                 исследования экологии древнего населения, образа жизни и динамики адаптивных процессов у человека и его эволюционных предшественников

2)                 исследования участия населения эпохи средневековья в загрязнении природной среды

3)                 изучение структуры питания и демографии древнего населения по данным изучения палеопопуляций

4)                 исследование образа жизни населения, известного по историческим письменным источникам (летописям и др.)

5)                 исследование здоровья человека

 

13. непосредственным каналом реализации наследственной программы ЯВЛЯЮТСЯ

1)                 минеральные вещества и микроэлементы в составе организма

2)                 эритроциты и лимфоциты крови

3)                  гормоны и другие эндокринные факторы

4)                  витамины и витаминоподобные вещества

5)                 ликвор и желудочный сок

 

14. местное, коренное население, с которым устанавливают круг брачных контактов мигранты:

1)                 суперстрат

2)                 матрица

3)                 матрикс

4)                 субстрат

5)                 мигрант

 

15. автор Древнейших периодизациЙ онтогенеза:

1)                 Перикл и Демосфен

2)                 Пифагор и Гиппократ

3)                 Протагор и Авиценна

4)                 Плутарх и Аристотель

5)                 Маркс и Энгельс

 

16."В этот период происходит окончание интенсивного роста и формирования организма (дефинитивное состояние). Это начало периода стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. Однако часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях":

1)                 младенчество

2)                  детство

3)                  юношеский возраст

4)                  зрелый возраст

5)                 старость

 

17.Впервые теорию естественного отбора в целостном виде обосновал:

1)                 Геккель

2)                  Энгельс

3)                  Ламарк

4)                  Дарвин

5)                 Аристотель

 

18.абсолютно приспособленные организмы и популяции:

1)                 нет, степень приспособленности - относительная характеристика, всегда относящаяся к конкретной ситуации

2)                  население экономически развитых стран Европы и Америки

3)                 население Африки

4)                 население России

5)                 коренные народы Севера

 

19 Ближайшими к человеку приматами являются:
1)  шимпанзе

2) Павиан

3)  орангутан

4) лемур

5) гвереца

 

20.ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
1) только генетически
2) образом жизни и средой обитания
3) генетически и образом жизни
4) генетически, образом жизни и средой обитания
5) генетически и средой обитания

 

21.метисация, Это:

1). смешение различных антропологических типов

2). проникновение в язык одной группы слов и грамматических систем из языка иной языковой семьи

3). культурный обмен, сопряженный с товарными отношениями доклассовых обществ

4). денежные отношения

5).добрачные связи

 

22.антропология     (от греч. anthropos  и  logos)  в дословном переводе  означает:

 

1). наука о происхождении человека

2). наука о философском содержании слова "Человек"

3). наука о человеке

4). наука о строении человека

5). наука о многообразии человека во времени и пространстве

 

23.Человеческие популяции не могут быть исследованы на практике на все 100%. В таком случае изучают выборку, И ЭТО:

1) обследуемое множество объектов, изучение которого дает минимум информации относительно прочей (не обследованной) части популяции

2) рассчитанное  множество объектов, которое согласно представлению исследователя является моделью изучаемой популяции

3) группы объектов (индивидов), представляющих собой часть генеральной совокупности (популяции или иной группы)

4) вся совокупность популяции

5) группы объектов (индивидов), которые остаются вне поля зрения специалиста, о характеристике которых он узнает исследовав другие популяции человека

 

24.Согласно концепции моноцентризма, человек современного облика произошел в:

1) одном,  достаточно ограниченном регионе планеты

2) нескольких регионах планеты

3) двух основных регионах планеты

4) трех основных регионах планеты

5) одном, но очень обширном регионе планеты

 

25. Расовые признаки возникали как результат:

1) адаптации к условиям внешней среды

2) случайной комбинации генов

3) социального приспособления

4) целенаправленного развития

5) культурного приспособления

 

26. Разделом антропологии, изучающим изменчивость человеческого организма, является:

1)                 генетика

2)                 тафономия

3)                 морфология

4)                 церебрология

5)                 спланхнология

 

27.Основными критериями популяции являются:

1)                 единство местообитания (ареал) и относительная изолированность от других групп

2)                 единство языка

3)                 единство происхождения группы

4)                 общность черт материальной и духовной культуры

5)                 свободное скрещивание внутри группы и отсутствие значительных внутрипопуляционных барьеров

 

28. весь процесс онтогенеза ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ

1)                 пренатальное развитие, постнатальное развитие

2)                 детство,  школьный период

3)                 постнатальное развитие, пожилой возраст

4)                 старость, детство

5)                 период развития, смерть

 

29. слово "антропология", обозначив им раздел знания, изучающий духовную сторону природы человека, впервые использовал

1)                 Платон

2)                 Аристотель

3)                 М. Хундт

4)                 Аристофан

5)                 Гиппократ

 

30 процесс индивидуального роста и развития организма (его жизненный цикл):
1) кладогенез

2)  амногенез

3)  онтогенез

4) морфогенез

5)  автогенез

 

31.раздел антропологии, НАПРВЛЕННЫЙ на изучение морфофизиологических особенностей отдельных этнических общностей человека

1)                 морфология человека

2)                  этническая антропология

3)                  антропогенез

4)                  физиологическая антропология

5)                 социоантропология

 

32.КЛАССИЧЕСКИЕ РАСОВЫЕ признаки:

1)                 язык

2)                 культурные отличия

3)                 черты внешности

4)                 генетические маркеры

5)                 социальные отличия

 

33. наиболее изучены методами физической антропологии  конституциональныЕ признакИ:

1)                 морфология организма (телосложение)

2)                 признаки пигментации

3)                 физиологические показатели

4)                 психические свойства личности

5)                 социальные характеристики

 

34. местное, коренное население, с которым устанавливают круг брачных контактов мигранты:

1)                 суперстрат

2)                 матрица

3)                 матрикс

4)                 субстрат

5)                 мигрант

 

35.Гоминидная триада включает:

1)                 прямохождение, большой мозг, трудовая кисть

2)                 маленькие клыки, прямой нос, большие руки

3)                 трудовую кисть, большие уши, прямохождение

4)                 большой мозг, маленькие клыки, большие руки

5)                 отсутствие хвоста, большой мозг, маленькие клыки

 

36. исследование биологического разнообразия человека ПРОВОДИТСЯ В рамках:

1)                 историческая и географическая антропология

2)                  медицинская и конституциональная антропология

3)                  физиологическая и экологическая антропология

4)                  философская и культурологическая антропология

5)                 географическая и экологическая антропология

 

37.В концепции глобального эволюционизма: 

1)                 человек - часть Вселенной и эволюционирует по общим законам ее развития

2)                 человек - венец эволюции, созданный Богом для управления Вселенной

3)                 человек - продукт биологической эволюции, возникший от общего с шимпанзе предка около 4 млн. лет назад

4)                 человек - существо, появившееся на Земле в результате ее заселения инопланетными существам

5)                 человек не отличим от животных

 

38. изменение антропологических признаков происходит, когда нет ни масштабной миграции, ни смешения разнородного населения, ни климатических перемен, а популяция существует в неизменных условиях
1)  нет, изменение антропологических признаков всегда связано с миграцией, смешением или адаптивным изменением

2). да, такое изменение может быть связано с социо-культурными процессами

3). да, согласно любой эволюционной концепции все всегда закономерно изменяется

4). да, изменение связано с Космосом

5).да, изменение происходит само по себе

 

39. Антропометрические признаки - это морфологические признаки с непрерывным характером вариации, И основные свойства:

1)                 кефалометрические размеры (параметры головы и лица)

2)                  биохимические маркеры (например, группы крови и пр.)

3)                 соматометрические признаки (параметры тела и конечностей)

4)                  краниометрические признаки (измерения общих параметров черепа и отдельных составляющих его костей)

5)                  признаки пигментации (описания и измерения цвета волос, глаз, кожи и пр.)

 

40.НАИБОЛЬШАЯ СКОРОСТЬ РОСТА ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ
1) 1 месяц
2) 1-2 месяца
3) 1-4 месяца
4) 4-6 месяцев
5) 1-12 месяцев

 

 

Вариант 3

 

1.Человеческие популяции не могут быть исследованы на практике на все 100%. В таком случае изучают выборку, И ЭТО:

1)      обследуемое множество объектов, изучение которого дает минимум информации относительно прочей (не обследованной) части популяции

2)      рассчитанное  множество объектов, которое согласно представлению исследователя является моделью изучаемой популяции

3)      группы объектов (индивидов), представляющих собой часть генеральной совокупности (популяции или иной группы)

4)      вся совокупность популяции

5)      группы объектов (индивидов), которые остаются вне поля зрения специалиста, о характеристике которых он узнает исследовав другие популяции человека

 

2.Термин "антропогенез" - раздел антропологии, изучающий:

1)      современных и ископаемых приматов

2)      процесс происхождения человека

3)      изменчивость черепа

4)      изменчивость человечества

5)      разнообразие человечества

 

3. Согласно концепции моноцентризма, человек современного облика произошел в:

1)      одном,  достаточно ограниченном регионе планеты

2)      нескольких регионах планеты

3)      двух основных регионах планеты

4)      трех основных регионах планеты

5)      одном, но очень обширном регионе планеты

 

4. концепциЯ, Согласно КОТОРОЙ все люди принадлежат к одному виду, а отличия позволяют выделить лишь разновидности, возникшие из-за различий внешних условий и истории:

1)      полигенизм

2)      антропогенез

3)      моногенизм

4)      расоведение

5)      дигенизм

 

5. Расовые признаки возникали как результат:

1)      адаптации к условиям внешней среды

2)      случайной комбинации генов

3)      социального приспособления

4)      целенаправленного развития

5)      культурного приспособления

 

6. предметом изучения физической антропологии является:

1)      биологическое прошлое человека и его предков

2)      биологическое многообразие человека во времени и пространстве

3)      физические и физико-химические процессы организма человека и его предков

4)      череп и кости человека

5)      пищеварительная система человека

 

7. метисация, Это:

1)      смешение различных антропологических типов

2)      проникновение в язык одной группы слов и грамматических систем из языка иной языковой семьи

3)      культурный обмен, сопряженный с товарными отношениями доклассовых обществ

4)      денежные отношения

5)      добрачные связи

 

8. под популяцией в большинстве биологических и антропологических работ понимается:

1)      совокупность особей одного вида, представляющее население данной местности (деревни, города, края, области, страны и т.п.)

2)      изолированная совокупность особей одного вида, характеризующихся общностью происхождения, местообитания и образующих целостную генетическую системе

3)      все люди, проживающие в данной местности, отличающиеся от других местных жителей по сочетанию нескольких антропологических признаков

4)      в антропологии этот термин вообще не употребим

5)      в биологии этот термин не применим

 

9.антропология     (от греч. anthropos  и  logos)  в дословном переводе  означает:

1)      наука о происхождении человека

2)      наука о философском содержании слова "Человек"

3)      наука о человеке

4)      наука о строении человека

5)      наука о многообразии человека во времени и пространстве

 

 

10. среди восточных славян распространены Черты  антропологических типов:

1)      беломоро-балтийского, днепро-карпатского, восточноевропейского

2)      динарского, кавкасионского, альпийского

3)      восточно-камского, приуральского, западноевропейского

4)      айнского, лопаноидного

5)      веддоидного

 

11. Разделом антропологии является:

1)      антропогенез

2)      археология

3)      этнология

4)      палеонтология

5)      геология

 

12. Разделом антропологии, изучающим изменчивость человеческого организма, является:

1)      генетика

2)      тафономия

3)      морфология

4)      церебрология

5)      спланхнология

 

13. учение о вариации строения объекта, его формы и структуры:

1)      изменчивость

2)      морфология

3)      генетика

4)      физика

5)      гносеология

 

14. Основными критериями популяции являются:

1)      единство местообитания (ареал) и относительная изолированность от других групп

2)      единство языка

3)      единство происхождения группы

4)      общность черт материальной и духовной культуры

5)      свободное скрещивание внутри группы и отсутствие значительных внутрипопуляционных барьеров

 

15. Основателем концепции полицентризма является:

1)      Ф. Энгельс

2)      Ф. Вейденрейх

3)      Ч. Дарвин

4)      Я.Я. Рогинский

5)      К. Маркс

 

16. весь процесс онтогенеза ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ

1)      пренатальное развитие, постнатальное развитие

2)      детство,  школьный период

3)      постнатальное развитие, пожилой возраст

4)      старость, детство

5)      период развития, смерть

 

17. Наиболее вероятной прародиной первых прямоходящих гоминид является:

1)      Австралия

2)      Азия

3)      Африка

4)      Европа

5)      Россия

 

18. слово "антропология", обозначив им раздел знания, изучающий духовную сторону природы человека, впервые использовал

1)      Платон

2)      Аристотель

3)      М. Хундт

4)      Аристофан

5)      Гиппократ

 

19. термин "экология" (от гр. oikos - дом или жилище, logos - изучение) был введен

1)      Э. Дарвином

2)      Э. Геккелем

3)      Ж.-Б. Ламарком

4)      Г. Менделем

5)      К. Марксом

 

20. процесс индивидуального роста и развития организма (его жизненный цикл):
1) кладогенез

2)  амногенез

3)онтогенез

4)морфогенез

5) автогенез

 

21. практическое использование результатов антропологических работ возможно

1)      нет, потому что антропология это сугубо фундаментальная (высокая) наука

2)      ни за что, потому что "этим" уже занимались один раз в гитлеровской Германии

3)      в криминалистике, работах по идентификации исторических лиц, работах по антропологической стандартизации изделий промышленности

4)      в разделе геологии

5)      в физике и математике

 

22. раздел антропологии, НАПРВЛЕННЫЙ на изучение морфофизиологических особенностей отдельных этнических общностей человека

1)      морфология человека

2)      этническая антропология

3)      антропогенез

4)      физиологическая антропология

5)      социоантропология

 

23. в области исторической антропоэкологии  задачи работ:

1)      исследования экологии древнего населения, образа жизни и динамики адаптивных процессов у человека и его эволюционных предшественников

2)      исследования участия населения эпохи средневековья в загрязнении природной среды

3)      изучение структуры питания и демографии древнего населения по данным изучения палеопопуляций

4)      исследование образа жизни населения, известного по историческим письменным источникам (летописям и др.)

5)      исследование здоровья человека

 

24. три традиционных направления исследования выделяется в составе биологической антропологии:

1)      морфология человека, расоведение и этническая антропология, антропогенез

2)      медицинская антропология, теоретическая антропология, антропометрия

3)      палеопатология, палеодемография, скелетная морфология

4)      ауксология, геронтология, конституционология

5)      расоведение, культуроведение, социогенез

 

25. КЛАССИЧЕСКИЕ РАСОВЫЕ признаки:

1)      язык

2)      культурные отличия

3)      черты внешности

4)      генетические маркеры

5)      социальные отличия

 

26. наиболее изучены методами физической антропологии  конституциональныЕ признакИ:

1)      морфология организма (телосложение)

2)      признаки пигментации

3)      физиологические показатели

4)      психические свойства личности

5)      социальные характеристики

 

27. непосредственным каналом реализации наследственной программы ЯВЛЯЮТСЯ

1)      минеральные вещества и микроэлементы в составе организма

2)      эритроциты и лимфоциты крови

3)      гормоны и другие эндокринные факторы

4)      витамины и витаминоподобные вещества

5)      ликвор и желудочный сок

 

28. местное, коренное население, с которым устанавливают круг брачных контактов мигранты:

1)      суперстрат

2)      матрица

3)      матрикс

4)      субстрат

5)      мигрант

 

29. автор Древнейших периодизациЙ онтогенеза:

1)      Перикл и Демосфен

2)      Пифагор и Гиппократ

3)      Протагор и Авиценна

4)      Плутарх и Аристотель

5)      Маркс и Энгельс

 

30. Гоминидная триада включает:

1)      прямохождение, большой мозг, трудовая кисть

2)      маленькие клыки, прямой нос, большие руки

3)      трудовую кисть, большие уши, прямохождение

4)      большой мозг, маленькие клыки, большие руки

5)      отсутствие хвоста, большой мозг, маленькие клыки

 

31 В этот период происходит окончание интенсивного роста и формирования организма (дефинитивное состояние). Это начало периода стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. Однако часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях":

1)      младенчество

2)      детство

3)      юношеский возраст

4)      зрелый возраст

5)      старость

 

32. исследование биологического разнообразия человека ПРОВОДИТСЯ В рамках:

1)      историческая и географическая антропология

2)      медицинская и конституциональная антропология

3)      физиологическая и экологическая антропология

4)      философская и культурологическая антропология

5)      географическая и экологическая антропология

 

33. Впервые теорию естественного отбора в целостном виде обосновал:

1)      Геккель

2)      Энгельс

3)      Ламарк

4)      Дарвин

5)      Аристотель

 

34. В концепции глобального эволюционизма: 

1)      человек - часть Вселенной и эволюционирует по общим законам ее развития

2)      человек - венец эволюции, созданный Богом для управления Вселенной

3)      человек - продукт биологической эволюции, возникший от общего с шимпанзе предка около 4 млн. лет назад

4)      человек - существо, появившееся на Земле в результате ее заселения инопланетными существам

5)      человек не отличим от животных

 

35. абсолютно приспособленные организмы и популяции:

1)      нет, степень приспособленности - относительная характеристика, всегда относящаяся к конкретной ситуации

2)      население экономически развитых стран Европы и Америки

3)      население Африки

4)      население России

5)      коренные народы Севера

 

36. изменение антропологических признаков происходит, когда нет ни масштабной миграции, ни смешения разнородного населения, ни климатических перемен, а популяция существует в неизменных условиях

1)      нет, изменение антропологических признаков всегда связано с миграцией, смешением или адаптивным изменением

2)      да, такое изменение может быть связано с социо-культурными процессами

3)      да, согласно любой эволюционной концепции все всегда закономерно изменяется

4)      да, изменение связано с Космосом

5)      да, изменение происходит само по себе

 

37. Ближайшими к человеку приматами являются:

1)      шимпанзе

2)      павиан

3)      орангутан

4)      лемур

5)      гвереца

 

38. Антропометрические признаки - это морфологические признаки с непрерывным характером вариации, И основные свойства:

1)      кефалометрические размеры (параметры головы и лица)

2)      биохимические маркеры (например, группы крови и пр.)

3)      соматометрические признаки (параметры тела и конечностей)

4)      краниометрические признаки (измерения общих параметров черепа и отдельных составляющих его костей)

5)     признаки пигментации (описания и измерения цвета волос, глаз, кожи и пр.)

 

39. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
1) только генетически
2) образом жизни и средой обитания
3) генетически и образом жизни
4) генетически, образом жизни и средой обитания
5) генетически и средой обитания

 

40. НАИБОЛЬШАЯ СКОРОСТЬ РОСТА ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ
1) 1 месяц
2) 1-2 месяца
3) 1-4 месяца
4) 4-6 месяцев
5) 1-12 месяцев

 

Вариант 4

 

1.предметом изучения физической антропологии является:

1). биологическое прошлое человека и его предков

2). биологическое многообразие человека во времени и пространстве

3). физические и физико-химические процессы организма человека и его предков

4). череп и кости человека

5). пищеварительная система человека

 

2.под популяцией в большинстве биологических и антропологических работ понимается:

1).совокупность особей одного вида, представляющее население данной местности (деревни, города, края, области, страны и т.п.)

2). изолированная совокупность особей одного вида, характеризующихся общностью происхождения, местообитания и образующих целостную генетическую системе

3).все люди, проживающие в данной местности, отличающиеся от других местных жителей по сочетанию нескольких антропологических признаков

4). в антропологии этот термин вообще не употребим

5). в биологии этот термин не применим

 

3.среди восточных славян распространены Черты  антропологических типов:

1) беломоро-балтийского, днепро-карпатского, восточноевропейского

2) динарского, кавкасионского, альпийского

3) восточно-камского, приуральского, западноевропейского

4) айнского, лопаноидного

5) веддоидного

 

4. Термин "антропогенез" - раздел антропологии, изучающий:

1) современных и ископаемых приматов

2) процесс происхождения человека

3)  изменчивость черепа

4) изменчивость человечества

5)  разнообразие человечества

 

5.концепциЯ, Согласно КОТОРОЙ все люди принадлежат к одному виду, а отличия позволяют выделить лишь разновидности, возникшие из-за различий внешних условий и истории:

1) полигенизм

2) антропогенез

3) моногенизм

4) расоведение

5) дигенизм

 

6.Разделом антропологии является:

1)                 антропогенез

2)                 археология

3)                 этнология

4)                 палеонтология

5)                 геология

 

7.учение о вариации строения объекта, его формы и структуры:

1)                 изменчивость

2)                 морфология

3)                 генетика

4)                 физика

5)                 гносеология

 

8.Основателем концепции полицентризма является:

1) Ф. Энгельс

2) Ф. Вейденрейх

3) Ч. Дарвин

4) Я.Я. Рогинский

5) К. Маркс

 

9. Наиболее вероятной прародиной первых прямоходящих гоминид является:

1)                 Австралия

2)                 Азия

3)                 Африка

4)                 Европа

5)                 Россия

 

10 термин "экология" (от гр. oikos - дом или жилище, logos - изучение) был введен

1)  Э. Дарвином

2) Э. Геккелем

3) Ж.-Б. Ламарком

4) Г. Менделем

5) К. Марксом

 

11. практическое использование результатов антропологических работ возможно
1) нет, потому что антропология это сугубо фундаментальная (высокая) наука

2). ни за что, потому что "этим" уже занимались один раз в гитлеровской Германии

3). в криминалистике, работах по идентификации исторических лиц, работах по антропологической стандартизации изделий промышленности

4). в разделе геологии

5). в физике и математике

 

  1. в области исторической антропоэкологии  задачи работ:

1)                 исследования экологии древнего населения, образа жизни и динамики адаптивных процессов у человека и его эволюционных предшественников

2)                 исследования участия населения эпохи средневековья в загрязнении природной среды

3)                 изучение структуры питания и демографии древнего населения по данным изучения палеопопуляций

4)                 исследование образа жизни населения, известного по историческим письменным источникам (летописям и др.)

5)                 исследование здоровья человека

 

13. непосредственным каналом реализации наследственной программы ЯВЛЯЮТСЯ

1)                 минеральные вещества и микроэлементы в составе организма

2)                 эритроциты и лимфоциты крови

3)                  гормоны и другие эндокринные факторы

4)                  витамины и витаминоподобные вещества

5)                 ликвор и желудочный сок

 

14. местное, коренное население, с которым устанавливают круг брачных контактов мигранты:

1)                 суперстрат

2)                 матрица

3)                 матрикс

4)                 субстрат

5)                 мигрант

 

15. автор Древнейших периодизациЙ онтогенеза:

1)                 Перикл и Демосфен

2)                 Пифагор и Гиппократ

3)                 Протагор и Авиценна

4)                 Плутарх и Аристотель

5)                 Маркс и Энгельс

 

16."В этот период происходит окончание интенсивного роста и формирования организма (дефинитивное состояние). Это начало периода стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. Однако часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях":

1)                 младенчество

2)                  детство

3)                  юношеский возраст

4)                  зрелый возраст

5)                 старость

 

17.Впервые теорию естественного отбора в целостном виде обосновал:

1)                 Геккель

2)                  Энгельс

3)                  Ламарк

4)                  Дарвин

5)                 Аристотель

 

18.абсолютно приспособленные организмы и популяции:

1)                 нет, степень приспособленности - относительная характеристика, всегда относящаяся к конкретной ситуации

2)                  население экономически развитых стран Европы и Америки

3)                 население Африки

4)                 население России

5)                 коренные народы Севера

 

19 Ближайшими к человеку приматами являются:
1)  шимпанзе

2) Павиан

3)  орангутан

4) лемур

5) гвереца

 

20.ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
1) только генетически
2) образом жизни и средой обитания
3) генетически и образом жизни
4) генетически, образом жизни и средой обитания
5) генетически и средой обитания

 

21.метисация, Это:

1). смешение различных антропологических типов

2). проникновение в язык одной группы слов и грамматических систем из языка иной языковой семьи

3). культурный обмен, сопряженный с товарными отношениями доклассовых обществ

4). денежные отношения

5).добрачные связи

 

22.антропология     (от греч. anthropos  и  logos)  в дословном переводе  означает:

 

1). наука о происхождении человека

2). наука о философском содержании слова "Человек"

3). наука о человеке

4). наука о строении человека

5). наука о многообразии человека во времени и пространстве

 

23.Человеческие популяции не могут быть исследованы на практике на все 100%. В таком случае изучают выборку, И ЭТО:

1) обследуемое множество объектов, изучение которого дает минимум информации относительно прочей (не обследованной) части популяции

2) рассчитанное  множество объектов, которое согласно представлению исследователя является моделью изучаемой популяции

3) группы объектов (индивидов), представляющих собой часть генеральной совокупности (популяции или иной группы)

4) вся совокупность популяции

5) группы объектов (индивидов), которые остаются вне поля зрения специалиста, о характеристике которых он узнает исследовав другие популяции человека

 

24.Согласно концепции моноцентризма, человек современного облика произошел в:

1) одном,  достаточно ограниченном регионе планеты

2) нескольких регионах планеты

3) двух основных регионах планеты

4) трех основных регионах планеты

5) одном, но очень обширном регионе планеты

 

25. Расовые признаки возникали как результат:

1) адаптации к условиям внешней среды

2) случайной комбинации генов

3) социального приспособления

4) целенаправленного развития

5) культурного приспособления

 

26. Разделом антропологии, изучающим изменчивость человеческого организма, является:

1)                 генетика

2)                 тафономия

3)                 морфология

4)                 церебрология

5)                 спланхнология

 

27.Основными критериями популяции являются:

1)                 единство местообитания (ареал) и относительная изолированность от других групп

2)                 единство языка

3)                 единство происхождения группы

4)                 общность черт материальной и духовной культуры

5)                 свободное скрещивание внутри группы и отсутствие значительных внутрипопуляционных барьеров

 

28. весь процесс онтогенеза ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ

1)                 пренатальное развитие, постнатальное развитие

2)                 детство,  школьный период

3)                 постнатальное развитие, пожилой возраст

4)                 старость, детство

5)                 период развития, смерть

 

29. слово "антропология", обозначив им раздел знания, изучающий духовную сторону природы человека, впервые использовал

1)                 Платон

2)                 Аристотель

3)                 М. Хундт

4)                 Аристофан

5)                 Гиппократ

 

30 процесс индивидуального роста и развития организма (его жизненный цикл):
1) кладогенез

2)  амногенез

3)  онтогенез

4) морфогенез

5)  автогенез

 

31.раздел антропологии, НАПРВЛЕННЫЙ на изучение морфофизиологических особенностей отдельных этнических общностей человека

1)                 морфология человека

2)                  этническая антропология

3)                  антропогенез

4)                  физиологическая антропология

5)                 социоантропология

 

32.КЛАССИЧЕСКИЕ РАСОВЫЕ признаки:

1)                 язык

2)                 культурные отличия

3)                 черты внешности

4)                 генетические маркеры

5)                 социальные отличия

 

33. наиболее изучены методами физической антропологии  конституциональныЕ признакИ:

1)                 морфология организма (телосложение)

2)                 признаки пигментации

3)                 физиологические показатели

4)                 психические свойства личности

5)                 социальные характеристики

 

34. местное, коренное население, с которым устанавливают круг брачных контактов мигранты:

1)                 суперстрат

2)                 матрица

3)                 матрикс

4)                 субстрат

5)                 мигрант

 

35.Гоминидная триада включает:

1)                 прямохождение, большой мозг, трудовая кисть

2)                 маленькие клыки, прямой нос, большие руки

3)                 трудовую кисть, большие уши, прямохождение

4)                 большой мозг, маленькие клыки, большие руки

5)                 отсутствие хвоста, большой мозг, маленькие клыки

 

36. исследование биологического разнообразия человека ПРОВОДИТСЯ В рамках:

1)                 историческая и географическая антропология

2)                  медицинская и конституциональная антропология

3)                  физиологическая и экологическая антропология

4)                  философская и культурологическая антропология

5)                 географическая и экологическая антропология

 

37.В концепции глобального эволюционизма: 

1)                 человек - часть Вселенной и эволюционирует по общим законам ее развития

2)                 человек - венец эволюции, созданный Богом для управления Вселенной

3)                 человек - продукт биологической эволюции, возникший от общего с шимпанзе предка около 4 млн. лет назад

4)                 человек - существо, появившееся на Земле в результате ее заселения инопланетными существам

5)                 человек не отличим от животных

 

38. изменение антропологических признаков происходит, когда нет ни масштабной миграции, ни смешения разнородного населения, ни климатических перемен, а популяция существует в неизменных условиях
1)  нет, изменение антропологических признаков всегда связано с миграцией, смешением или адаптивным изменением

2). да, такое изменение может быть связано с социо-культурными процессами

3). да, согласно любой эволюционной концепции все всегда закономерно изменяется

4). да, изменение связано с Космосом

5).да, изменение происходит само по себе

 

39. Антропометрические признаки - это морфологические признаки с непрерывным характером вариации, И основные свойства:

1)                 кефалометрические размеры (параметры головы и лица)

2)                  биохимические маркеры (например, группы крови и пр.)

3)                 соматометрические признаки (параметры тела и конечностей)

4)                  краниометрические признаки (измерения общих параметров черепа и отдельных составляющих его костей)

5)                  признаки пигментации (описания и измерения цвета волос, глаз, кожи и пр.)

 

40.НАИБОЛЬШАЯ СКОРОСТЬ РОСТА ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ
1) 1 месяц
2) 1-2 месяца
3) 1-4 месяца
4) 4-6 месяцев
5) 1-12 месяцев

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

 

            Промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине Антропология согласно учебному плану проводится в форме зачета. На зачетном  занятии проводится письменное тестирование. Тесты сгруппированы по 40 вопросов в 4-х вариантах. Тесты позволяют оценить формирование у обучающихся всех компонентов компетенций (знать, уметь, владеть). Аттестацию получают обучающиеся, имеющие положительные оценки на практических занятиях и не имеющие пропусков практических занятий и лекций.

В качестве методических материалов, определяющих процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, в университете используются положения: СМК П 30 Положение «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам специалитета и бакалавриата», СМК П 10 Положение «Требования к рефератам, контрольным, курсовым и выпускным квалификационным работам», СТО СМК ЧелГМА 06 «Требования к разработке и применению балльно-рейтинговой системы оценки работы студентов».