Методические и оценочные материалы. Антропология. Факультет клинической психологии

Раздел обновлен 11.06.18.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

            Тема:              Введение в антропологию. Предмет, задачи антропологии, ее основные разделы.

            Цели занятия:

            Изучить предмет и задачи антропологии; основные разделы антропологии; связь антропологии с другими науками; историю развития антропологии в России и за рубежом; основные термины и понятия антропологии.

            Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов с препаратами: скелет туловища.

            Вопросы для подготовки к занятию:

            1. Дословный перевод термина "антропология", кем он был впервые применен и в каком значении.

            2. Основные разделы антропологии.

            3. Основные направления антропологии.

            4. Двоякое понимание антропологии, на каком этапе развития знаний о человеке это разделение возникло, с чем оно было связано.

            5. Основные термины и понятия антропологии.

 

 

            Тема:              Антропологические методы исследования. 

            Цели занятия:

            Научиться определять продольные, обхватные размеры; антропометрические точки на голове, туловище, конечностях; индекс массы тела человека.

            Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов с препаратами: череп целый; скелет туловища, скелет верхней конечности, скелет нижней конечности.

            Вопросы для подготовки к занятию:

            1. Методы антропометрии.

            2. Формула индекса массы тела Кетле.

            3. Интерпретация показателей ИМТ.

            4. Показатели здоровья человека.

 

 

            Тема:              Антропоморфология.

            Цели занятия:

            Сформировать общее представление о строении человеческого тела. Изучить анатомические плоскости и оси, системы человеческого организма, основные индивидуальные отличия человека.

            Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов с препаратами: скелет; стенды («Мышцы туловища», «Мышцы головы и шеи», Мышцы конечностей», «Пищеварительная система», «Мочеполовой аппарат», «Центральная нервная система»).

            Вопросы для подготовки к занятию:

            1. Скелет человека.

            2. Виды соединения костей.

            3. Типы мышечной ткани.

            4. Общий план строения пищеварительной системы.

            5. Дыхательная система  и ее функции.

            6. Органы мочевой системы.

            7. Органы половой системы мужчин и женщин.

            8. Общий план строения нервной системы.

 

 

            Тема:              Антропометрия черепа. Критика расистских теорий. 

            Цели занятия:

            Изучить головной показатель; варианты строения черепа; теорию антропосоциологии; расистские теории. 

            Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов  с препаратами: череп целый; сагиттальный распил черепа; лобная, теменная, затылочная, клиновидная, решетчатая и височная кости.

            Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Методика измерения головного показателя.

 

 

            Тема:             Возрастная антропология: онтогенез.

            Цели занятия:

            Изучить схемы возрастной периодизации человека в онтогенезе; возрастные различия в пропорциях тела; кривую роста человека; половой диморфизм; понятия «акселерация», «секулярный тренд», «ретардация».

            Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов с препаратами: сердца плодов и взрослых; мужской и женский скелеты туловища.

            Вопросы для подготовки к занятию:

            1. Определение онтогенеза.

            2. Два периода онтогенеза

            3. Схема возрастной периодизации человека.

            4. Возрастные различия в пропорциях тела

            5. Половые различия в пропорциях тела.

            6. Определение акселерации

            7. Теории акселерации

            8. Определение ретардации.          

 

 

            Тема:              Возрастные изменения органов и систем.

            Цели занятия:

            Изучить биологический и хронологический возраст; критерии биологического возраста; управление биологическим возрастом человека; возрастные изменения органов и систем; продолжительность жизни.

            Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов с препаратами: сердца плодов и взрослых; мужской и женский скелеты туловища.

            Вопросы для подготовки к занятию:

            1.Определение биологического возраста.

            2. Критерии определения биологического возраста

            3. Управление биологическим возрастом.

            4. Определение «геронтология».

            5. Гипотезы старения:

            6. Продолжительность жизни.

 

 

 

            Тема:              Конституциональная антропология: основные конституциональные схемы.

            Цели занятия:

            Изучить пропорции тела; конституцию; основные конституциональные схемы; мужские, женские, детские конституции.

            Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов с препаратами: скелет туловища.

            Вопросы для подготовки к занятию:

            1. Определение конституции.

            2. Определение соматотита.

            3. Типы телосложения человека: мезоморфный, брахиморфный, долихоморфный.

            4. Типология человека Кречмера: астеник, пикник, атлетик.

            5. Западная школа типа телосложения: эктоморфный, мезоморфный и эндоморфный.       

 

 

            Тема:             Конституциональная антропология: психофизиологические аспекты. 

            Цели занятия:

            Изучить связь морфологических признаков с функциональными и психологическими: биохимическую индивидуальность; связь соматотипа и психологии, связь морфологического строения и патологии.

            Учебная карта занятия:

Самостоятельная работа студентов с музейными препаратами по патологии новорожденных.

            Вопросы для подготовки к занятию:

            1. Биохимическая индивидуальность человека.

            2. Теория Ломброзо.

            3. Теория Кречмера.

 

 

            Тема:              Антропогенез. Эволюционная антропология.

            Цели занятия:

             Изучить понятие «антропогенез», систематику эволюционных предшественников человека: вопросы родства и отличия от обезьян, термин «сапиентация», гипотезы моноцентризма, дицентризма и полицентризма, вопросы о времени и месте происхождения человека современного вида.

            Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов по музейным препаратам по эволюции: скелеты рыбы, обезьяны, зародыша.

            Вопросы для подготовки к занятию:

           1. Определение антропогенеза.

            2. Биологическая характеристика человека.

           3. Линейная эволюция по Дарвину

     4. Доказательства родства человека и обезьян

            5. Эволюция человека

            6. Гоминидная триада

           7. Гипотезы моноцентризма, дицентризма и полицентризма

 

 

            Тема:              Расы и расоведение 

            Цели занятия:

            Изучить понятие «раса» человека, определение «популяция», расовые классификации: Ф. Бернье, К. Линней, И. Блюменбах, Ж. Бюффон.

            Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов со схемами рас человека.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Понятие раса.
  2. Понятие популяция.
  3. Классификация рас  Бернье.
  4. Классификация рас  Линнея.
  5. Классификация рас Бюффона.
  6. Классификация рас Канта.
  7. Классификация рас Блюменбаха.

 

 

           Тема:              Этническая антропология: расы и расоведение 

            Цели занятия:

            Изучить отличия нации и расы, расы и язык, классификацию рас на современном этапе.

            Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов со схемами рас человека.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Классификация рас в России.
  2. Нация и раса.
  3. Раса и язык.

 

 

            Тема:             Этническая  антропология: факторы расоообразования.

            Цели занятия:

            Изучить основные факторы расообразования: моно- и полигенизм, изменчивость расовых признаков, влияние изоляции на концентрации признаков.

             Учебная карта занятия:

             Самостоятельная работа студентов со схемами по биологическим и социальным факторам расообразования.

            Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Природные факторы расообразования.
  2. Социальные факторы расообразования.
  3. Генетические механизмы расообразования.
  4. Роль изоляция в расоообразовании.

 

 

            Тема:             Полиморфизм человека. 

            Цели занятия:

            Изучить виды изменчивости и естественный отбор.

            Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов с музейными препаратами по макро- и анэнцефалии.

            Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Определение «изменчивость».

2.        Фенотипическая изменчивость

3.        Модификационная изменчивость.

4.        Генотипическая изменчивость: генеративная и соматическая.

5.        Определение комбинативной и мутационной изменчивости.

6.        Классификация мутагенов.

7.        Естественный отбор: определение и борьба за сосуществование.

 

 

            Тема:              Экологическая антропология.

            Цели занятия:

            Изучить экологическую антропологию; предмет, задачи, методы, виды адаптации.

Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов со схемами видов адаптаций.

            Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Предмет, задачи, методы экологической антропологии.   
  2. Определение «адаптация».   
  3. Концепция физиологического стресса Г. Селье.
  4. Социальные адаптации.

 

 

            Тема:              Нервная система человека.

            Цели занятия:

            Изучить общий план строения и функции нервной системы

Учебная карта занятия:

            Самостоятельная работа студентов с препаратами: спинной мозг с оболочками, череп, головной мозг, «сагиттал» головного мозга, «ствол» мозга.

Вопросы для подготовки к занятию:

            1. Функции нервной системы.

            2. Строение нейрона.

            3. Строение простой и сложной рефлекторной дуги.

            4. Отделы нервной системы.

 

 

            Тема:              Отделы головного мозга

            Цели занятия:

            Изучить общий план строения головного мозга

Учебная карта занятия

            Самостоятельная работа студентов с препаратами: «сагиттал» головного мозга, мозговой «ствол», целый головной мозг, полушарие мозга без мозжечка и ствола.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Продолговатый мозг: строение, функции
  2. Задний мозг: строение, функции
  3. Средний мозг: топография, строение.
  4. Промежуточный мозг: отделы.
  5. Конечный мозг: отделы, функции.
  6. Локализация корковых, нарушения функций.

 

 

Тема: Зачетное занятие. Тестовый контроль по дисциплине.

Цели занятия: Проверить и оценить знания обучающихся по материалу всей дисциплины Аттестация обучающихся за весь период обучения.

Учебная карта занятия:

            В начале занятия проводится тестирование обучающихся по материалу всей дисциплине. Далее проводится аттестация обучающихся по дисциплине.

 

 

самостоятельная внеаудиторная работа

 

           Тема: Варианты и аномалии черепа и головного мозга

 

              Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

           1. Варианты и аномалии черепа.

           2. Варианты и аномалии головного мозга

           Перечень тематики рефератов:

           1. Варианты и аномалии черепа и головного мозга

           Список литературы

Анатомия и топография  нервной  системы: учеб. пособие / М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк, С.В. Клочкова.- М..: ГЭОТАР-Медиа, 2016ю – 192 с. -  http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435045.html

Руководство к практическим занятиям по топической диагностике заболеваний нервной системы /Под ред. В.И. Скворцовой - М. : Литтерра, 2012. -  http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785423500948.html

 

          

Тема: Онтогенетические особенности нервной системы

 

              Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

           1. Особенности нервной системы у новорожденных

           1. Особенности нервной системы в детском возрасте

           Перечень тематики рефератов:

           1. Варианты изменений нервной системы.

           Список литературы

Анатомия и топография  нервной  системы: учеб. пособие / М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк, С.В. Клочкова.- М..: ГЭОТАР-Медиа, 2016ю – 192 с. -  http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435045.html

Руководство к практическим занятиям по топической диагностике заболеваний нервной системы /Под ред. В.И. Скворцовой - М. : Литтерра, 2012. -  http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785423500948.html

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тестовые задания для оценки результатов освоения дисциплины

 

  1. предметом изучения физической антропологии является:

1)      биологическое прошлое человека и его предков

2)      биологическое многообразие человека во времени и пространстве

3)      физические и физико-химические процессы организма человека и его предков

4)      череп и кости человека

5)      пищеварительная система человека

 

  1. метисация, Это:

1)      смешение различных антропологических типов

2)      проникновение в язык одной группы слов и грамматических систем из языка иной языковой семьи

3)       культурный обмен, сопряженный с товарными отношениями доклассовых обществ

4)      денежные отношения

5)      добрачные связи

 

  1. под популяцией в большинстве биологических и антропологических работ понимается:

1)      совокупность особей одного вида, представляющее население данной местности (деревни, города, края, области, страны и т.п.)

2)       изолированная совокупность особей одного вида, характеризующихся общностью происхождения, местообитания и образующих целостную генетическую системе

3)      все люди, проживающие в данной местности, отличающиеся от других местных жителей по сочетанию нескольких антропологических признаков

4)       в антропологии этот термин вообще не употребим

5)      в биологии этот термин не применим

 

  1. антропология     (от греч. anthropos  и  logos)  в дословном переводе  означает:

1)      наука о происхождении человека

2)       наука о философском содержании слова "Человек"

3)       наука о человеке

4)      наука о строении человека

5)      наука о многообразии человека во времени и пространстве

 

 

  1. среди восточных славян распространены Черты  антропологических типов:

1)      беломоро-балтийского, днепро-карпатского, восточноевропейского

2)       динарского, кавкасионского, альпийского

3)       восточно-камского, приуральского, западноевропейского

4)       айнского, лопаноидного

5)      веддоидного

 

  1. Человеческие популяции не могут быть исследованы на практике на все 100%. В таком случае изучают выборку, И ЭТО:

1)      обследуемое множество объектов, изучение которого дает минимум информации относительно прочей (не обследованной) части популяции

2)       рассчитанное  множество объектов, которое согласно представлению исследователя является моделью изучаемой популяции

3)       группы объектов (индивидов), представляющих собой часть генеральной совокупности (популяции или иной группы)

4)      вся совокупность популяции

5)       группы объектов (индивидов), которые остаются вне поля зрения специалиста, о характеристике которых он узнает исследовав другие популяции человека

 

  1. Термин "антропогенез" - раздел антропологии, изучающий:

1) современных и ископаемых приматов

2) процесс происхождения человека

3)  изменчивость черепа

4) изменчивость человечества

5)  разнообразие человечества

 

  1. Согласно концепции моноцентризма, человек современного облика произошел в:

1)      одном,  достаточно ограниченном регионе планеты

2)       нескольких регионах планеты

3)       двух основных регионах планеты

4)      трех основных регионах планеты

5)       одном, но очень обширном регионе планеты

 

  1. концепциЯ, Согласно КОТОРОЙ все люди принадлежат к одному виду, а отличия позволяют выделить лишь разновидности, возникшие из-за различий внешних условий и истории:

1)      полигенизм

2)       антропогенез

3)       моногенизм

4)       расоведение

5)      дигенизм

 

  1.  Расовые признаки возникали как результат:

1)      адаптации к условиям внешней среды

2)       случайной комбинации генов

3)       социального приспособления

4)       целенаправленного развития

5)      культурного приспособления

 

  1.  Разделом антропологии является:

1)      антропогенез

2)       археология

3)       этнология

4)       палеонтология

5)      геология

 

  1.  Разделом антропологии, изучающим изменчивость человеческого организма, является:

1)      генетика

2)      тафономия

3)       морфология

4)       церебрология

5)      спланхнология

 

  1. учение о вариации строения объекта, его формы и структуры:

1)      изменчивость

2)       морфология

3)      генетика

4)      физика

5)       гносеология

 

  1. Основными критериями популяции являются:

1)      единство местообитания (ареал) и относительная изолированность от других групп

2)       единство языка

3)       единство происхождения группы

4)       общность черт материальной и духовной культуры

5)       свободное скрещивание внутри группы и отсутствие значительных внутрипопуляционных барьеров

 

  1.  Основателем концепции полицентризма является:

1) Ф. Энгельс

2) Ф. Вейденрейх

3) Ч. Дарвин

4) Я.Я. Рогинский

5) К. Маркс

 

  1.  весь процесс онтогенеза ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ

1)      пренатальное развитие, постнатальное развитие

2)      детство,  школьный период

3)       постнатальное развитие, пожилой возраст

4)       старость, детство

5)       период развития, смерть

 

  1.  Наиболее вероятной прародиной первых прямоходящих гоминид является:

1)      Австралия

2)       Азия

3)       Африка

4)       Европа

5)      Россия

 

  1.  слово "антропология", обозначив им раздел знания, изучающий духовную сторону природы человека, впервые использовал

1)      Платон

2)       Аристотель

3)       М. Хундт

4)       Аристофан

5)      Гиппократ

 

  1.  термин "экология" (от гр. oikos - дом или жилище, logos - изучение) был введен

1)  Э. Дарвином

2) Э. Геккелем

3) Ж.-Б. Ламарком

4) Г. Менделем

5) К. Марксом

 

  1.  процесс индивидуального роста и развития организма (его жизненный цикл):
    1) кладогенез

2)  амногенез

3)  онтогенез

4) морфогенез

5)  автогенез

 

  1.  практическое использование результатов антропологических работ возможно
    1)  нет, потому что антропология это сугубо фундаментальная (высокая) наука

2)      ни за что, потому что "этим" уже занимались один раз в гитлеровской Германии

3)      в криминалистике, работах по идентификации исторических лиц, работах по антропологической стандартизации изделий промышленности

4)      в разделе геологии

5)      в физике и математике

 

  1.   раздел антропологии, НАПРВЛЕННЫЙ на изучение морфофизиологических особенностей отдельных этнических общностей человека

1)      морфология человека

2)       этническая антропология

3)       антропогенез

4)       физиологическая антропология

5)      социоантропология

 

  1. в области исторической антропоэкологии  задачи работ:

1)      исследования экологии древнего населения, образа жизни и динамики адаптивных процессов у человека и его эволюционных предшественников

2)       исследования участия населения эпохи средневековья в загрязнении природной среды

3)       изучение структуры питания и демографии древнего населения по данным изучения палеопопуляций

4)       исследование образа жизни населения, известного по историческим письменным источникам (летописям и др.)

5)      исследование здоровья человека

 

  1.  три традиционных направления исследования выделяется в составе биологической антропологии:

1)      морфология человека, расоведение и этническая антропология, антропогенез

2)       медицинская антропология, теоретическая антропология, антропометрия

3)       палеопатология, палеодемография, скелетная морфология

4)       ауксология, геронтология, конституционология

5)      расоведение, культуроведение, социогенез

 

  1.  КЛАССИЧЕСКИЕ РАСОВЫЕ признаки:

1)      язык

2)      культурные отличия

3)       черты внешности

4)       генетические маркеры

5)      социальные отличия

 

  1.  наиболее изучены методами физической антропологии  конституциональныЕ признакИ:

1)      морфология организма (телосложение)

2)       признаки пигментации

3)       физиологические показатели

4)       психические свойства личности

5)      социальные характеристики

 

  1.  непосредственным каналом реализации наследственной программы ЯВЛЯЮТСЯ

1)      минеральные вещества и микроэлементы в составе организма

2)      эритроциты и лимфоциты крови

3)       гормоны и другие эндокринные факторы

4)       витамины и витаминоподобные вещества

5)      ликвор и желудочный сок

 

  1. местное, коренное население, с которым устанавливают круг брачных контактов мигранты:

1)      суперстрат

2)       матрица

3)       матрикс

4)       субстрат

5)      мигрант

 

  1.  автор Древнейших периодизациЙ онтогенеза:

1)      Перикл и Демосфен

2)       Пифагор и Гиппократ

3)       Протагор и Авиценна

4)       Плутарх и Аристотель

5)      Маркс и Энгельс

 

  1.  Гоминидная триада включает:

1)      прямохождение, большой мозг, трудовая кисть

2)       маленькие клыки, прямой нос, большие руки

3)       трудовую кисть, большие уши, прямохождение

4)       большой мозг, маленькие клыки, большие руки

5)       отсутствие хвоста, большой мозг, маленькие клыки

 

  1. "В этот период происходит окончание интенсивного роста и формирования организма (дефинитивное состояние). Это начало периода стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. Однако часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях":

1)      младенчество

2)       детство

3)       юношеский возраст

4)       зрелый возраст

5)      старость

 

  1.  исследование биологического разнообразия человека ПРОВОДИТСЯ В рамках:

1)      историческая и географическая антропология

2)       медицинская и конституциональная антропология

3)       физиологическая и экологическая антропология

4)       философская и культурологическая антропология

5)      географическая и экологическая антропология

 

  1.  Впервые теорию естественного отбора в целостном виде обосновал:

1)      Геккель

2)       Энгельс

3)       Ламарк

4)       Дарвин

5)      Аристотель

 

  1.  В концепции глобального эволюционизма: 

1)      человек - часть Вселенной и эволюционирует по общим законам ее развития

2)       человек - венец эволюции, созданный Богом для управления Вселенной

3)      человек - продукт биологической эволюции, возникший от общего с шимпанзе предка около 4 млн. лет назад

4)       человек - существо, появившееся на Земле в результате ее заселения инопланетными существам

5)      человек не отличим от животных

 

 

  1.  абсолютно приспособленные организмы и популяции:

1)      нет, степень приспособленности - относительная характеристика, всегда относящаяся к конкретной ситуации

2)       население экономически развитых стран Европы и Америки

3)      население Африки

4)      население России

5)      коренные народы Севера

 

  1.  изменение антропологических признаков происходит, когда нет ни масштабной миграции, ни смешения разнородного населения, ни климатических перемен, а популяция существует в неизменных условиях
    1)  нет, изменение антропологических признаков всегда связано с миграцией, смешением или адаптивным изменением

2)       да, такое изменение может быть связано с социо-культурными процессами

3)       да, согласно любой эволюционной концепции все всегда закономерно изменяется

4)      да, изменение связано с Космосом

5)      да, изменение происходит само по себе

 

  1.  Ближайшими к человеку приматами являются:
    1)  шимпанзе

2)        павиан

3)       орангутан

4)       лемур

5)       гвереца

 

  1.  Антропометрические признаки - это морфологические признаки с непрерывным характером вариации, И основные свойства:

1)      кефалометрические размеры (параметры головы и лица)

2)       биохимические маркеры (например, группы крови и пр.)

3)      соматометрические признаки (параметры тела и конечностей)

4)       краниометрические признаки (измерения общих параметров черепа и отдельных составляющих его костей)

5)       признаки пигментации (описания и измерения цвета волос, глаз, кожи и пр.)

 

  1.  ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
    1) только генетически
    2) образом жизни и средой обитания
    3) генетически и образом жизни
    4) генетически, образом жизни и средой обитания
    5) генетически и средой обитания

 

  1.  НАИБОЛЬШАЯ СКОРОСТЬ РОСТА ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ
    1) 1 месяц
    2) 1-2 месяца
    3) 1-4 месяца
    4) 4-6 месяцев
    5) 1-12 месяцев

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций.

 

Промежуточная аттестация по дисциплине антропология проводятся в виде тестирования.

Тестирование обучающихся по всей дисциплине антропология проводится  на последнем зачетном занятии. Тестовый контроль состоит из 20 вопросов (в каждом - один правильный ответ), имеется 2 варианта тестов. Критерии оценивания итогового тестового контроля:

«отлично» - ≥ 91% правильных ответов

«хорошо» - 81-90%% правильных ответов

«удовлетворительно» - 71-80% правильных ответов

«неудовлетворительно» -≤ 91% правильных ответов

В качестве методических материалов, определяющих процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в университете используются положения: СМК П 30-2015 «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации», а также  положения и инструкции, содержащие требования к порядку оформления рефератов, дипломных и курсовых работ(СТО СМК ЮУГМУ 10-2014 Требования к реферату, контрольным, курсовым и выпускным квалификационным работам).