ENG
Южно-уральский Государственный Медицинский Университет
Распечатать

Общие положения

                                                                                                

Элективный курс: «Основы клинической эмбриологии»

Эмбриология занимает важное место среди наук, которые позволяют изучить не только особенности происхождения, развития и строения организма человека, но и создать методы исправления и коррекции возникающих отклонений и патологий.

Цель: Изучение основных этапов органогенеза и системогенеза и роль тератогенных факторов  в возникновении различных нарушений эмбриогенеза.

Задачи:

  1. Изучить особенности основных биологических процессов, лежащих в основе эмбриогенеза.
  2. Изучить основные этапы развития нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и эндокринной систем.
  3. Изучить искусственное оплодотворение как важную медицинскую, правовую и нравственную проблему.
  4. Изучить основные направления фетотерапии и ее значение при лечении различных заболеваний.
  5. Изучить роль различных факторов внешней и внутренней среды в возникновении различного рода аномалий и уродств.       

 

СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ОБЪЕМ В ЧАСАХ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Всего на курс: 34 часа

из них: лекции – 10 часов

практические занятия – 24 часа

№ п/п

Наименование разделов и тем

1

2

 

1.

 

 2.

3.

 

4.

 5.

 

 

 

1.

 

 2.

 

 

3.

4.

5.

 6.

 7.

 

8.

9.

10.

11.

12.

Лекции:

Клиническая эмбриология: понятие, предмет изучения. Основные биологические процессы, лежащие в основе становления органов и систем.

Аномалии развития нервной системы.

Основные этапы становления сердечно-сосудистой системы на ранних этапах эмбриогенеза человека.

Развитие опорно-двигательного аппарата организма человека и причины его нарушений.

Особенности развития эндокринной системы и возможные нарушения.

Всего: 10 часов.

 

Семинарские занятия:

Искусственное инкорпоральное оплодотворение: состояние и перспективы развития. Социальные и юридические аспекты искусственного инкорпорального оплодотворения.

Искусственное экстракорпоральное оплодотворение: состояние и перспективы развития, показания к применению. Социальные и юридические аспекты искусственного экстракорпорального оплодотворения.

Клонирование живого организма: состояние и перспективы развития.

Близнецы: норма или патология.

Двойниковые уродства: понятие, классификация, распространенность, механизмы возникновения.

Алкогольный синдром плода: понятие, распространенность. Алкоголь как тератогенный фактор.

Наркотический синдром плода: понятие распространенность. Наркотические средства как тератогенный фактор.

Фетотерапия: понятие, состояние и перспективы развития.

Экология и потомство.

Физические тератогенные факторы.

Биологические тератогенные факторы.

Лекарственные препараты и потомство. 

Всего: 24 часа

 

 НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИЙ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ

 

№ п/п

Наименование лекций

Основные вопросы

Цели лекции

1

2

3

4

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Клиническая эмбриология: понятие, предмет изучения. Основные биологические процессы, лежащие в основе становления органов и систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Становление нервной системы и аномалии ее развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы становления сердечно-сосудистой системы и нарушения ее развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие опорно-двигательной системы и причины ее нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности развития органов эндокринной системы и возможные аномалии развития.

1.Современное представление об онтогенезе и его периодизация.

2.Основные стадии антенатального периода. Понятие об основных биологических процессах.

3.Размножение клеток.

4.Рост клеток и его регуляция.

5.Детерминация: развитие представлений, сущность, биологическое значение.

6.Дифференцировка: время течения, уровни, сущность.

7.Индукция: сущность, биологическое значение.

8.Интегративные процессы в ходе формирования органов и систем организма.

9.Апоптоз: сущность, биологическое значение в эмбриональный период.

10.Нарушения биологических процессов как причина возникновения аномалий.

 

1.Этапы развития  нервной системы.

2.Ранние стадии развития нервной системы.

3.Региональная дифференцировка спинного и головного мозга.

4.Закономерности развития нервных ганглиев и периферических нервов.

5.Нарушения формирования головного мозга в различные периоды эмбриогенеза.

6.Аномалии развития спинного мозга.

 

 

 

1.Развитие сосудов и сердца на ранних этапах эмбриогенеза человека.

2.Формирование 4-х камерного сердца  человека.

3.Пороки развития в области сердца и причины их возникновения.

4.Формирование сосудистой системы у плода и изменение кровообращения после рождения.

 

 

1.Источник развития скелета и мышц. Хорда как первичная опора тела.

2.Развитие осевого скелета – позвоночника. Особенности строения у плода.

3.Аномалии развития позвоночника и костей грудного, поясничного и крестцового отделов.

4.Особенности развития и возможные нарушения в формировании черепа.

5.Нарушения формирования суставов.

6.Основные этапы развития скелетных мышц. Аномалии скелетно-мышечной системы.

 

 

1.Становление гипоталамо-гипофизарной нейросекреторной системы.

2.Особенности развития и функционирования эпифиза в эмбриогенезе человека.

3.Основные этапы образования и функционирования щитовидной железы. Факторы, способствующие нарушению формирования и функционирования.

4.Особенности становления и функционирования  надпочечников в эмбриональный, постэмбриональный периоды и по мере старения. Возможные нарушения на структурном и ультраструктурном уровне.

1.Показать основные особенности изучения предмета клинической эмбриологии.

2.Изучить сущность основных биологических процессов, лежащих в основе гистогенеза и органогенеза.

3.Установить связь между нарушениями биологических процессов и возникновением аномалий.

 

 

 

 

 

1.Изучить основные этапы развития головного и спинного мозга.

2.Изучить особенности развития периферической нервной системы.

3.Выявить наиболее часто встречающиеся аномалии развития нервной системы и обсудить меры их профилактики.

 

1.Изучить основные этапы становления кровеносных сосудов и сердца у плода человека.

2.Изучить факторы, влияющие на становление ССС.

3.Рассмотреть наиболее частые аномалии ССС.

 

1.Изучить особенности становления опорно-двигательного аппарата.

2.Изучить возможные аномалии развития структур скелета и причины их возникновения.

3.Изучить аномалии мышечной системы и причины их возникновения.

 

 

1.Изучить особенности развития органов эндокринной системы.

2.Изучить становление связей между эндокринными железами.

3.Изучить аномалии эндокринных желез и возможные последствия.

 

 ПРАКТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ, ОБЪЕМ

 

№ п/п

Тема и содержание занятия

Целевые задачи

 

Объем

(час)

 

 

Сем.

(час)

Практические занятия

СРС под руководством преподавателя

1

2

3

4

5

6

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

Искусственное инкорпоральное оплодотворение: состояние и перспективы развития. Социальные и юридические аспекты искусственного инкорпорального оплодотворения.

  1.Условия нормального оплодотворения. Актуальность проблемы искусственного оплодотворения.

2.Классификация методов искусственного оплодотворения:

-инкорпоральное и экстракорпоральное;

-гомологичная инсеминация  и гетерологичная.

3.История применения метода инкорпорального оплодотворения в клинике.

4.Основные показания для проведения инкорпорального оплодотворения.

5.Значение инкорпорального оплодотворения в селекции пола плода оплодотворение.

 

Искусственное экстракорпоральное оплодотворение: состояние и перспективы развития, показания к применению. Социальные и юридические аспекты экстракорпорального оплодотворения.

1.Понятие об экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО), необходимость его применения.

2.Причины бесплодия: женское и мужское бесплодие.

3.История разработки метода ЭКО и его перспективы.

4.ЭКО как медицинская, правовая и нравственная проблема.

5.Технические приемы ЭКО.

6.Методы получения мужских и женских половых клеток для ЭКО.

7.Оплодотворение яйцеклетки и культивирование эмбрионов in vitro.

8.Имплантация эмбриона в полость матки.

9.Риск возникновения нарушений внутриутробного развития при оплодотворении in vitro.

 

Клонирование живого организма: состояние и перспективы развития.

1.Клонирование: понятие, возможности, значение.

2.Социально-правовые и психологические проблемы клонирования. Синдром двойника.

3.Понятие о клоне. Отличия клона от донора клетки.

4.Опыт клонирования млекопитающих.

5.Естесственные и неестесственные мутации, сопровождающие процесс клонирования.

6.Значение генотипа и фенотипа в формировании личности.

7.Современные биотехнологии и перспектива победить болезни.

 

Близнецы: норма или патология.

1.Многоплодная беременность: понятие, виды.

2.Связь частоты многоплодной беременности с возрастом, географическим положением места проживания, расовой принадлежностью и др.

3.Монозиготные близнецы: развитие, взаимоотношения плодных оболочек.

4.Дизиготные близнецы: особенности развития, плацентация.

5.Морфология и физиология близнецов человека. Внутрипарные различия близнецов.

6.Факторы, повышающие вероятность рождения близнецов.

7.Мертворождение и гибель новорожденных у близнецов. Аномалии развития.

 

Двойниковые уродства: понятие, классификация, распространенность, механизмы возникновения.

1.Понятие о двойниковых уродствах. Развитие представлений о причинах их возникновения.

2.Возможные пути и время двойниковых уродств в эмбриогенезе.

3.Классификация двойниковых уродств на основе типов и степени обьединения сросшихся двоен и двойниковых уродов.

4.Экспериментальное получение соединенных близнецов у различных форм животных.

5.Внутрипарные различия в развитии аномалий и уродств.

 

Алкогольный синдром плода: понятие, распространенность. Алкоголь как тератогенный фактор.

1.Современное состояние проблемы алкоголизма в разных странах.

2.Социальные и экономические причины употребления алкоголя.

3.Влияние алкоголя на организм взрослого человека.

4.Влияние алкоголя на организм ребенка. Особенности действия алкоголя, поступающего с молоком матери.

5.Пути влияния алкоголя на пренатальное развитие.

6.Особенности функционирования, структуры и метаболизма ЦНС у потомства алкоголизированных родителей.

7.Экспериментальные исследования влияния алкоголя на потомство.

 

Наркотический синдром плода: понятие, распространенность. Наркотические средства как тератогенный фактор.

1.Наркомания: понятие, причины.

2.Наркотические средства. Механизм действия наркотических веществ на организм человека.

3.Пути воздействия наркотических веществ на плод в период беременности.

4.Развитие синдрома абстиненции у новорожденного. Зависимость его проявления от типа наркотика, дозы и продолжительности его применения.

5.Структурно-функциональные различия органов и систем у потомства матерей с наркотической зависимостью. Последствия кормления ребенка матерью-наркоманкой.

 

Фетотерапия: понятие, состояние и перспективы развития.

1.Клеточная терапия: понятие, используемые средства, основные направления.

2.Трансплантация стволовых клеток как “строительного материала” для различных тканей организма.

3.Использование метода клонирования эмбрионов для получения донорского материала клеток, тканей и органов.

4.Иммунологические аспекты трансплантации фетальных клеток и тканей.

5.Значение фетотерапии при лечении различных заболеваний.

6.Медико-социальные, юридические, деонтологические, нравственные аспекты фетотерапии.

 

 

Экология и потомство.

1.Проблема экологии и здоровья человека.

2.Значение географического положения и расовой принадлежности в клинической практике врожденных пороков развития.

3.Влияние погодных условий на частоту врожденных пороков.

4.Санитарное состояние окружающей среды и здоровье потомства.

5.Влияние на плод производственных факторов.

6.Влияние на развитие плода производственных химических веществ, выхлопных газов, загрязняющих окружающую среду.

7.Наследственные и ненаследственные изменения эмбриона и плода  человека при воздействии тератогенных химических веществ пищевых продуктов.

 

 

Физические тератогенные факторы.

1.Понятие о физических неблагоприятных факторах, их разновидности, время проявления тератогенного эффекта.

2.Влияние ионизирующего излучения на развитие нервной системы.

3.Повреждения и аномалии нервной системы, возникающие под влиянием  радиации.

4.Влияние механических воздействий на эмбриогенез и возможные нарушения развития.

5.Последствия воздействия температурного фактора  (перегревание и переохлаждение) на внутриутробное развитие. Периоды повышенной чувствительности зародыша и плода к температурному фактору.

 

Биологические тератогенные факторы.

1.Биологические тератогенные факторы: понятие, разновидности.

2.Влияние общесоматических заболеваний на формирование различных органов и систем плода и ребенка.

3.Механизм возникновения нарушений у эмбриона и плода при экстрагенитальной патологии матери.

4.Заболевания, сопутствующие беременности. Роль вирусных инфекций в развитии различных эмбрио- и фетопатий.

5.Возникновение нарушений эмбриогенеза под действием протозойных инфекций (токсоплазмоз, маларийный плазмодий).

 

Лекарственные препараты и потомство.

1.Фармакотерапия и нарушения развития эмбриона и плода.

2.Транспланцентация лекарственных средств и его механизм.

3.Экспериментальные исследования действия лекарственных препаратов на эмбриогенез. Сопоставление данных эксперимента с клиникой.

4.Фармакокинетика лекарственных препаратов в организме плода.

5.Критические периоды эмбриогенеза и последствия нарушений эмбриогенеза при действии лекарственных препаратов.

6.Влияние лекарственных препаратов на ребенка в период кормления грудью.

7.Влияние лекарственных препаратов на формирование нервной системы: тератология поведения.

8.Факторы специфичности повреждающего действия лекарственных препаратов: химическое строение, доза, наследственная предрасположенность.

 1.Обосновать актуальность проблемы искусственного оплодотворения.

2.Изучить сущность метода инкорпорального оплодотворения и его клиническое значение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Изучить возможность преодоления бесплодия при ЭКО.

2.Изучить методы ЭКО.

3.Обсудить этические и правовые вопросы использования человеческих гамет и эмбрионов в научно-исследовательской и медицинской практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Изучить метод клонирования и перспективы его развития.

2.Рассмотреть метод клонирования с социально-правовых позиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Изучить особенности многоплодной беременности.

2.Изучить особенности развития монозиготных и дизиготных близнецов.

3.Обсудить вероятность нарушений внутриутробного развития близнецов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Изучить особенности эмбриогенеза при развитии двойниковых уродств.

2.Изучить внутрипарные различия в развитии аномалий и уродств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Актуальность проблемы алкоголизма в России и за рубежом.

2.Изучить влияние алкоголя в антенатальный период и при поступлении с молоком матери.

3. Изучить влияние алкоголя на состояние ЦНС плода и ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Изучить состояние проблемы наркомании и меры ее профилактики.

2.Изучить структурно-функциональные

особенности органов и систем у потомства от матерей-наркоманок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Изучить особенности эмбриональных клеток и рассмотреть основные направления развития клеточной терапии.

2.Обсудить практическую значимость трансплантации эмбрионального материала при лечении различных заболеваний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Обсудить влияние климатических и экологических условий на здоровье человека.

2.Изучить неблагоприятное воздействие на плод производственных факторов.

3.Провести анализ данных по воздействию качества продуктов питания на здоровье матери и ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Изучить влияние ионизирующей радиации на развитие эмбриона  и установить зависимость между величиной дозы облучения, стадией эмбриогенеза и радиочувствительностью плода.

2.Изучить аномалии, возникающие при механическом и температурном воздействии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Обсудить зависимость между здоровьем матери и состоянием органов и систем у плода.

2.Изучить состояние проблемы о роли инфекций в развитии нарушений органов и систем плода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Изучить действие лекарственных препаратов на плод в эмбриогенезе и при кормлении грудью..

2.Обсудить возможность экстраполяции экспериментальных данных на клиническую практику.

Опыт применения инкорпорального оплодотворения в России, странах Европы, Азии и Америке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Химеры: понятие, разновидности. Роль химер в изучении биологических процессов в эмбрионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование метода клонирования для получения клеток различных тканей и органов: состояние и перспективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития представлений о близнецах в мировой медицинской практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовить схему вероятного появления уродств на различных этапах эмбриогенеза у монозиготных близнецов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Эспериментальная терапия нарушений функции и метаболизма мозга, вызванных пренатальной алкоголизацией.

2.Эспериментальные данные о влиянии алкоголизма матери на нарушения становления различных органов и систем у потомства.

 

 

 

 

Проблема борьбы с наркотической зависимостью в России и в зарубежных странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Методы забора, пересадки и хранения эмбрионального материала.

2.Развитие представлений об использовании фетального материала при различных структурно-функциональных нарушениях в организме человека.

 

 

 

 

 

 

Особенности состояния окружающей среды в качестве повреждающего и мобилизующего действия на потомство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тератогенное действие ионизирующей радиации на примере изучения жертв атомных взрывов и аварий на атомных электростанциях (Япония, Россия – п/о «Маяк», Чернобыль).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составить схему механизма возникновения нарушений формирования сердечно-сосудистой системы у плода и ребенка от матерей с экстрагенитальной патологией.

 

 

 

 

 

 

 

«Страшное» лекарство: история развития представлений о неблаглприятном влиянии лекарственных препаратов на беременность.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Примечание: СРС – самостоятельная работа студентов.

 

 В конце элективного курса «Основы клинической эмбриологии» проведение зачетного занятия возможно в нескольких формах:

  1. Собеседование (беседа по вопросам, рассматриваемых в ходе лекций и практических занятий).
  2. Защита курсовой работы (в начале элективного курса студенту предлагается  тема курсовой работы. Студент должен провести подбор литературного материала; осуществить анализ  информации; изложить материал в курсовой работе с отображением актуальности рассматриваемой проблемы, описанием имеющихся современных данных по данной проблеме и заключения, в котором студент должен высказать свое мнение по рассматриваемой проблеме). На защите курсовой работы студент представляет основную информацию по изучаемой теме и в заключении отвечает на ряд вопросов, позволяющих выявить эрудированность студента по данной теме.
  3. Смешанная (собеседование и защита курсовой работы).

 

Разработка сайтов